Лариса Ерошкина
Компания «Нибулон» — лидер на рынке речных перевозок и в аграрном секторе Украины. Выращивая и экспортируя зерновые, строя собственный флот и восстанавливая судоходный потенциал украинских рек, предприятие шаг за шагом создает в Украине инновационную модель бизнеса.
Генеральный директор компании Алексей Вадатурский в интервью журналу «Судоходство» поделился алгоритмом успеха компании и планами относительно кардинального обновления транспортной карты страны.
— Алексей Афанасиевич, Нибулон активно возрождает речное судоходство в Украине и одновременно развивает агросектор страны. Что сложнее: строить суда, дноуглублять реки или выращивать зерновые?
В Украине 30 судостроительных предприятий, на которых в свое время работало порядка 140-150 тысяч человек. На сегодняшний день в данной отрасли занято не более 3500 человек, из которых 800 трудятся в нашей компании. Еще около 9000 человек стоят в очереди на трудоустройство на Нибулон. А большинство высококвалифицированных специалистов работают на судостроительных предприятиях мира.
Ситуация с трудоустройством свидетельствует о больших проблемах в судостроительной отрасли Украины. Однако, несмотря на это, строить суда легче, чем заниматься аграрным сектором. Постройка судна подразумевает закрытые цеха, четкий план работы, сроки, а аграрный «цех» находится под открытым небом и планировать в этом случае очень сложно.
— Компания перевозит преимущественно зерновые, металлопродукцию, уголь, строительные материалы, баштанные. Планируете увеличивать номенклатуру грузов?
— Сегодня экономика не готова переориентироваться на речные перевозки. Кроме того, отсутствует инфраструктура, необходимая для развития речных водных путей, так как существующие мощности имеют минимальный коэффициент эффективности. В-третьих, нет флота для перевозок речными водными путями.
30 лет назад в Украине было 4500 километров внутренних судоходных водных путей. Сегодня безопасными для прохождения судов являются всего лишь 1500 километров. По статистике, Украина ежегодно теряла 100 километров судоходных путей, а это значит, что с географической карты страны исчезли целые судоходные реки.
В настоящее время речные перевозки являются убыточными по сравнению с автомобильным и железнодорожным видами транспорта. Грузовладельцам невыгодно перевозить грузы реками, соответственно, расширение номенклатуры грузов в ближайшее время прогнозировать сложно.
Таким образом, нет экономики на внутренних водных путях, нет развития внутреннего судоходства, а значит и нет национального судостроения.
— Объемы речных перевозок Нибулоном по состоянию на 2017/2018 маркетинговый год составили порядка 2,5 млн тонн. На какие показатели планируете выйти к концу 2019 года?
Мы поставили перед собой еще одну нелегкую задачу — перевозить речным транспортом порядка 50-60% зерновых грузов компании. Нелегкую, потому что в той же Европе элеваторы, суда, грузы принадлежат различным компаниям, которые работают скоординировано. В Украине такая схема экономически невыгодна, поэтому все эти направления нам приходится создавать и развивать внутри компании.
— Вас часто критикуют, называя монополистом. Так ли это?
Но Нибулон — лидер в секторе речных перевозок, судостроительной отрасли, лидер по инвестициям. У нас самый современный, автоматизированный флот в Украине. Европейцы, побывав на предприятии, удивляются, ведь даже у них таких судов нет.
В компании отсутствует такое понятие, как «отток» кадров. Более того, у нас теперь есть своя школа судостроителей. Мы работаем с кадрами, начиная с профессиональных училищ, предоставляем возможность стажироваться и одновременно продолжать учиться. Также мы открыли учебный комбинат, где обучаем молодых людей будущим профессиям.
Многие компании сетуют на то, что в Украине нет нормальных условий для развития бизнеса, и считают, что мы захватываем рынок. Но наш девиз: хочешь работать, бери и делай, а не занимайся популизмом.
— Вы планируете с 2019 года инвестировать 2 млрд долларов в портовую инфраструктуру Египта. Почему именно Египет? И не означает ли это, что Нибулон переориентируется на развитие инфраструктуры стран-партнеров?
— По зерновым грузам Украина ориентирована на экспорт, Египет в продовольственном плане — импортоориентированная страна. У нас чернозем, у них — пески. У нас Днепр впадает в Черное море, у них Нил берет впадает в Средиземное море. И грузы по Нилу перемещаются вверх по течению внутрь страны. Это связующая нить обеих стран.
Нибулон находится на египетском рынке с 2004-го года и играет далеко не последнюю роль в продовольственной безопасности страны. Я уверен, что вложения в инфраструктуру Египта принесут выгоду сельскохозяйственной индустрии обоих государств, и непосредственно зерновому рынку Украины.
При этом мы не планируем переориентироваться в пользу других государств. Мы продолжаем реализовывать нашу масштабную инвестиционную программу по строительству сети перегрузочных терминалов. Загруженность наших судостроительных мощностей для развития деятельности в Украине распределена на 3 года вперед. Нам есть над чем работать здесь…
Полную версию статьи читайте в печатном выпуске журнала «Судоходство» №7, 2018.
Приобрести журнал можно как через редакцию, так и в розничной сети газетных киосков Одессы, Киева, Харькова.
Редакция журнала «Судоходство»
Офис: 048-235-59-99
Моб. 063-455-37-93
Email: sudohodstvo@mku.com.ua