Заправка судов топливом – стандартная услуга в морских портах. Но если в Европе это само собой разумеющееся звено в цепочке маршрута следования судна, то в украинских портах бункеровка – целая проблема, которая, по сути, стала первопричиной недавней трагедии с танкером-бункеровщиком «Delfi», затонувшим 22 ноября в Одессе.
Напомним, разбушевавшийся шторм 21 января сорвал танкер с якоря в акватории порта Южный, а 22 ноября его прибило к одесскому берегу в районе пляжа Дельфин. Поврежденное судно стало источником загрязнения воды и береговой территории. В районе аварии содержание нефтепродуктов превысило допустимую норму в 157 раз.
Случившееся нанесло значительный ущерб экосистеме Черного моря, в очередной раз выставив Украину на международном судоходном рынке не в лучшем свете (учитывая недавний аудит ИМО, который, чего греха таить, мы прошли авансом). Но авария с «Delfi» – это в первую очередь следствие вынужденной практики бункеровки судов за 12-мильной зоной.
Основная причина такой практики – бункеровочное топливо в Украине продается судовладельцам/фрахтователям с НДС, что значительно удорожает продукт, в том числе и по сравнению с топливом, реализуемым, к примеру, тех же портах Турции.
Обратная сторона этого бизнеса заключается в том, что участники рынка бункеровки судов в погоне за прибылью эксплуатируют старые суда в далеко не лучшем техническом состоянии и зачастую не предназначенные для выхода в открытое море. Рейдово-портовое бункеровочное судно «Delfi», построенное в 1974 году на ССРЗ «Иван Димитров» (Болгария), — как раз из такой категории. Игроки рынка грузоперевозок это прекрасно понимают и именно поэтому к произошедшему относятся довольно прозаично.
Проблему рейдовой бункеровки и трагедии «Delfi», в частности, эксклюзивно для журнала «Судоходство» прокомментировал директор консалтингового агентства «Port Сlearance» Александр Гладилин: «Многие участники рынка бункеровки предлагают свои услуги за пределами юрисдикции украинских таможенных и пограничных органов по причине того, что топливо продается в Украине уже с НДС. Там же (за пределами 12-мильной зоны — авт.) оно не облагается налогами и, соответственно, стоит на порядок дешевле. Это некая аналогия duty-free, когда вы, к примеру, приобретаете в аэропорту парфюм, алкоголь или любой другой товар, который не обложен импортными налогами.
Логично, что зашедшее в порт Южный и идущее в Стамбул судно не планирует осуществлять внутренние перевозки, а значит и топливо по факту далее будет использоваться не в Украине. Естественно, в этой ситуации бункеровка в украинских портах утрачивает для судовладельцев коммерческий смысл. Последние не всегда готовы покупать дорогое топливо в порту, понимая, что могут забункеровать судно на рейде. Судовладельцу также выгоднее «заправиться» в любом следующем порту: Стамбуле, Констанце или Новороссийске, где топливо дешевле, чем в Украине».
По словам эксперта, решение проблемы может быть следующим: топливо ввозится в территориальные воды Украины в режиме транзита, бункеровщик заходит с ним в акваторию и бункерует судно компании-нерезидента. Забункерованное судно идет дальше по назначенному маршруту.
«По сути, это есть поставка между двумя компаниями-нерезидентами и никаких импортных налогов здесь не должно быть. Облагать налогом товар, который перемещается между двумя нерезидентами — это нонсенс! Ведь, к примеру, груз, который перевозится ж\д транспортом из Белорусии в Грузию и проходит транзитом через Украину, не облагается налогами. С топливом — точно так же», — уточняет Александр Гладилин.
Чтобы данная схема заработала, нужны четко прописанные нормативно-правовые акты. Инициатором создания документа должна стать фискальная служба (ГФС), а Министерство финансов Украины – его разработать. Но так, как ГФС в последние полгода находится в состоянии реорганизации (в марте 2019 года Кабинет Министров Украины разделил фискальную службу на налоговую и таможенную, — авт.) то никому до этого нет дела.
«В 2019 году мы трижды направляли в АМПУ и ГФС предложения по разработке нормативно-правового акта, который урегулирует вопрос бункеровки и таможенные процедуры», — говорит директор «Port Сlearance». — «В очередной раз письмо было направлено в сентябре этого года руководителю Таможенной службы Украины Максиму Нефедову. Через две недели пришел ответ следующего содержания: «Согласно постановления Кабинета министров Украины о создании налоговой и таможенной служб, фискальная служба продолжает выполнять свои полномочия и функции по созданию таможенной службы…. Рассмотрение вопроса по взаимодействию таможенных служб с другими государственными органами возможно лишь только после начала функционирования новой таможенной службы…». Одним словом, стандартная отписка.
Немаловажную роль во всей этой проволочке играет тот акт, что бункеровочное топливо в украинских портах – как правило, из РФ, а это уже политика. В конечном итоге, из-за совокупности причин проблема бункеровки судов в украинских портах не решается годами, и «Delfi» может стать не единственным топливным duty-free неудачником…
Автор: Еditor.
Фото: Александр Мелоян.