Сергей Руденко: Украине необходима комплексная и долгосрочная программа развития национального судостроения

Качественная подготовка специалистов морского транспорта – одно из достоинств Украины. Во многом, это заслуга отраслевых ВУЗов, среди которых Одесский национальный морской университет занимает лидирующую позицию. Ежегодно в ОНМУ поступают сотни абитуриентов из Украины, других стран и даже континентов. За годы обучения в университете они становятся первоклассными корабелами, портовыми инженерами, специалистами по морскому менеджменту, юристами морского права.

В эксклюзивном интервью журналу «Судоходство» ректор ОНМУ Сергей Руденко рассказал об особенностях вступительной кампании в 2017 году, преобразованиях и нововведениях в структуре ВУЗа и поделился собственным видением, как возродить отечественное судостроение.

— Сергей Васильевич, какие специальности были наиболее востребованными во вступительной кампании 2017 года?
— При поступлении на первый курс уровня «Бакалавр» в 2017 году наиболее востребованными оказались несколько специальностей. В частности, на «Речной и транспорт (эксплуатация судовых энергетических установок и судовождение)» было подано 568 заявлений, при этом госзаказ составил 37 мест. На втором месте оказалась специализация «Менеджмент» (количество бюджетных мест — 13 мест), на которую было подано 545 заявления.
506 абитуриентов подали документы на специальность «Право» (госзаказ — 13 мест). 442 заявления комиссия приняла на специальность «Транспортные технологии (на морском и речном транспорте)» (госзаказ — 75 мест).
Общий же госсзаказ в 2017 году составил 345 мест. Стоит отметить, что по итогам приема про зачисление на первый курс студентов в 2017 году наш университет уверенно занимает четвертое место среди 20 ВУЗов Одесского региона.

— Произошли какие-либо изменения в образовательной и научной программах?
— В 2017 году было открыто несколько новых специальностей (без предоставления бюджетных мест), которые оказались не менее востребованными, чем традиционные специализации. Так, на «Туризм» было подано 238 заявлений, при этом лицензированный объем составил 55 мест.
224 абитуриента подали заявление на специальность «Психология» (лицензированный объем — 80).
Также появилась специальность «Филология (немецкие языки и литература (перевод))» с лицензированным объемом 65 мест, на которую было подано 157 заявлений.
Кроме того, на базе четырех факультетов университета созданы учебно-научные институты: морского бизнеса, морского флота и морской гуманитарный институт.

— За рубежом ВУЗ широко известен не один десяток лет. Чем это обусловлено?
— В первую очередь, 87-летней историей. ОНМУ является единственным в Украине и в бывшем СССР ВУЗом, который выполняет свое назначение как единый центр подготовки и переподготовки береговых специалистов морехозяйственного комплекса.
Во-вторых – это крупнейшие ученые, заложившие прочный фундамент качества образования и науки при создании нашего ВУЗа, который стал основой для развития педагогической и научной деятельности нынешнего профессорско-преподавательского состава университета. Здесь необходимо отметить научные школы, которые были сформированы на базе университета более полувека назад и сегодня объединяют ученых, что позволяет вести подготовку кадров высшей квалификации. В их числе: школа гидродинамики судов и инженерных сооружений; школа моделирования рабочего процесса и диагностирование судовых двигателей и т.д.
В третьих – это уникальность образования. Ярким примером этому служит наше сотрудничество с КНР по подготовке кадров для морской отрасли, в том числе судостроителей, которое началось 50-ые годы прошлого столетия. Сегодня бывшие выпускники посылают к нам учиться уже своих внуков.
В четвертых – это особое отношение к ВУЗу наших выпускников, проживающих сейчас в разных странах, которое мы называем не иначе как духом Водников. Бывшие студенты ОНМУ из США, Прибалтики, России ежегодно проводят у себя на родине встречи. Раз в год в Одессу съезжаются выпускники со всей Украины и не только, чтобы снова побывать в родных университетских стенах.

— Какой процент из общего количества студентов ОНМУ составляют иностранцы, какие преимущества обучения для них в университете?
Процент иностранных студентов, обучающихся в ОНМУ, не отличается от показателей по всем ВУЗам Украины. Показательной является динамика роста абитуриентов из других стран: Китая, Турции, Азербайджана, Грузии. Так, в 2017 году набор иностранных абитуриентов составил около 100 человек, в то время как в 2016 году — 65.
Основное же преимущество заключается в том, что ВУЗ предоставляет качественное морское образование.

— Какие специальности традиционно востребованы среди иностранных абитуриентов?
— В основном выбирают специальности: «Речной и морской транспорт», «Транспортные технологии» и «Кораблестроение». В 2017 году среди иностранных абитуриентов есть поступившие и на новые специальности — «Психология» и «Туризм».

Востребованы ли на рынке труда выпускники ОНМУ и, в частности, судостроители?
— Широкая номенклатура специальностей береговой инфраструктуры морехозяйственного комплекса позволяет сделать вывод, что наши выпускники являются востребованными не только на Украине, но и в других странах.
Выпускники факультета кораблестроения, информационных технологий и системотехники трудоустраиваются в проектные, надзорные организации, квалификационные регистры, сюрвейерские компании и т.д. На сегодняшний день наши корабелы успешно работают в странах Прибалтики, Голландии, Норвегии. Только за последние несколько лет 15 выпускников-корабелов трудоустроены на судостроительных и проектных предприятиях этих стран.
Помимо этого, по договору с Рижской судоверфью студенты факультета проходят там производственную практику, с условиями, предполагающими дальнейшее трудоустройство.

— За последние 25 лет судостроительная отрасль в Украине пришла в полный упадок. В чем причина?
В Украине находилась примерно треть отраслевых мощностей бывшего СССР. Речь идет, прежде всего, о таких предприятиях как Черноморский судостроительный завод, завод имени 61 Коммунара, заводы «Океан», «Ленинская кузница». Они обеспечивали стабильное развитие украинской экономики и были своеобразным брендом на внутреннем и внешнем рынках. На отечественных судоверфях строились и гражданские суда, и военные корабли. Репутация украинских корабелов была очень высокой, поэтому немало кораблей строилось по зарубежным заказам.
С развалом СССР количество внутренних и внешних заказов резко уменьшилось, сократились объемы производства, одновременно изменилась его специфика. Так, если раньше со стапелей преимущественно сходили готовые суда, то, начиная с 90-х, предприятия начали ориентироваться на производство «полуфабрикатов»: выпуск отдельных деталей, агрегатов, узлов для внутренних и зарубежных заказчиков.
Это была вынужденная мера, призванная помочь предприятиям выжить в сложных экономических условиях, но в итоге такой подход лишил украинские судостроительные заводы дальнейшей перспективы роста. «Полуфабрикатная» политика позволила добавленной стоимости «уплыть» за границу.

— Но ведь были же попытки модернизировать отечественное судоходство…
— Совершенно верно. К 2000 году были разработаны новые экономические подходы, направленные на реанимацию судостроительной отрасли. В частности, она получила существенные налоговые послабления, а также дешевые кредиты и другие преференции. Профильное министерство поспособствовало тому, чтобы причерноморские судостроители получили заказы из Греции. Шаги были сделаны важные, но, к сожалению, на долгосрочную перспективу они не сработали.

— Почему?
Судостроение относится к числу отраслей, которые не дают быстрой отдачи. Его результативность проявляется через 5, 10 и даже более лет. Украине для этого не хватило ни времени, ни ресурсов. Уже к 2005 году была свернута программа государственной поддержки отрасли. Судостроение снова оказалось в сложных условиях борьбы за выживание, о модернизации и развитии речь не шла.

В 2016 году украинские заводы спустили на воду 17 судов разного класса. Преимущественно — малотоннажные суда.

— Каковы шансы на возрождение судостроения в Украине?
На сегодняшний день в Украине работают 10 судостроительных заводов. В 2016 году они спустили на воду 17 судов разного класса. Преимущественно это малотоннажные суда. Можно ли считать такие показатели обнадеживающими? В определенном смысле, безусловно. Но если учесть, что уровень износа украинского флота сегодня достигает 80%, то его обновление может затянуться на долгие годы, а то и вовсе не состояться.

— Какова роль государства в возрождении отрасли?
Сегодня национальная экономика идет в рост. Соответственно, существенно возрастает роль транспортной отрасли, в том числе, увеличивается спрос на перевозки внутренними водными путями. Нехватка современных плавсредств уже в ближайшее время может отрицательно сказаться и на экономическом развитии Украины, и на укреплении ее позиций на международных рынках. В мощной судостроительной отрасли должно быть заинтересовано, прежде всего, государство, задача которого – разработать комплексную и долгосрочную программу развития национального судостроения.

— Что должна предусматривать эта программа?
— Во-первых, она должна включать в себя налоговые преференции для отечественных производителей. Это особенно важно в нынешних условиях, когда реализуемая налоговая политика все еще остается достаточно обременительной для товаропроизводителей и особенно для тех, кто оказался в кризисных условиях. Не менее важный шаг – льготное кредитование отраслевых предприятий. Существенную роль здесь должны сыграть государственные банки. Важно также создать предпосылки для того, чтобы к реанимации отрасли подключились и коммерческие банки.
Украина должна позаботиться также о привлечении внешних займов по линии международных доноров, к числу которых относится Всемирный банк реконструкции и развития, ЕБРР и др.

— Каковы перспективы внедрения программы?
— Она поможет существенно повысить конкурентоспособность украинского судостроения, привлечь новые заказы, повысить интерес со стороны инвесторов. Дополнительный приток частного капитала впоследствии снизит финансовую нагрузку, которую государство берет на себя в связи с реализацией этой программы. При этом надо понимать, что формирование и реализация государственной программы потребуют немало времени, усилий и ресурсов.
В тоже время важно помнить, что такой же путь проходили и другие государства, стартовавшие в более сложных условиях, например, послевоенные Япония и Южная Корея, а также Китай. Сегодня они уверенно удерживают лидерские позиции на мировом рынке судостроения, обеспечивая порядка 90% его поставок.
Таких результатов страны добились, прежде всего, благодаря государственной поддержке. Так, в частности в Южной Корее были уменьшены или отменены пошлины на импорт промышленного оборудования, введено льготное кредитование и пр. В Поднебесной же пошли еще дальше, вовсе отменив налог на землю для предприятий отрасли.

— Должно ли государство учитывать интересы бизнеса?
— Бытует ошибочное мнение, что бизнес должен самостоятельно заботиться о своих интересах. Однако государственная поддержка как раз и заключается в том, чтобы лоббировать интересы своих производителей, в том числе, корабелов, на внешних рынках. Это может быть информационная поддержка, привлечение отраслевых представителей к работе правительственных делегаций, кадровое обеспечение. Сегодня в судостроительную отрасль важно привлечь специалистов, которые способны продвигать идеи ее модернизации за счет внедрения новой техники и технологий.

— Сергей Васильевич, Ваше мнение: возродится судостроение в Украине или нет?
— Я убежден, что обновленный речной и морской флот все равно появится в Украине. И если этому не поспособствуют украинские корабелы, то об этом позаботятся зарубежные конкуренты. Выбор — за нами…