По мере того, как COVID-19 и его мутировавшие «собратья» продолжают распространяться по миру, моряки, оказавшиеся заключёнными на своих судах намного дольше, чем предполагалось по их трудовым контрактам, чувствуют себя всё хуже. Как физически, так и ментально им становится все труднее. Многие из них прослужили уже более 18 месяцев и до сих пор неизвестно, когда они смогут сойти на берег, поскольку кризис смены экипажей сделал репатриацию невозможной.
В новом 2021 году этот морской кризис обострился, поскольку новые штаммы коронавируса создают очередные преграды для моряков. По факту — с одной стороны, многие страны участники морской цепочки снабжения (в отличие от Украины) начинают программы вакцинации моряков против COVID-19, а с другой стороны, новый штамм вируса привел к приостановке смены экипажей в таких странах, как Великобритания, Германия, Филиппины и прочие. Отдельного обсуждения требуют Филиппины, так как объявление о приостановке смены экипажей судов из 20 стран, подозреваемых в распространении нового штамма, до 15 января 2021 года – обязательно скажется на мировых трендах развития отрасли, в частности в области рынка труда для моряков.
Управление портами Филиппин (PPA), сообщило, что с 30 Декабря 2020 года по 15 Января 2021 года, смены экипажа на Филиппинах будут запрещены в Южной гавани Манилы, порту Капинпин в Орионе, Батаане,порту Саса в Давао, и порту Батангас. В сообщении говорится, что эта мера была принята «для предотвращения проникновения нового штамма COVID-19 через порты страны».
«На основании меморандума, от Департамента Транспорта, выпущенного помощником секретаря по морскому судоходству Нарцисо Винзоном-младшим (Narciso Vingzon Jr.), который будет руководить центрами смены экипажа, первоначальный список стран под флагом включает: Австралию, Канаду, Данию, Францию, Германию, Гонконг, Исландию, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Ливан, Нидерланды, Сингапур, Южная Африка, Южная Корея, Испания, Швеция, Швейцария и Соединенное Королевство», — рассказали в PPA.
Также Агентство PPA заявило, что они пополнят список потенциально опасных стран, поскольку новый штамм вируса стремительно распространяется в странах, где не принимают должные меры карантинной безопасности, в том числе и для моряков.
Эта мера значительно повлияет на мировое судоходство. Это приведет к нехватке филиппинских моряков, поскольку судовладельцы и менеджеры столкнутся с трудностями при наборе нового экипажа. Бюджеты рассчитанные на низкооплачиваемую рабочую силу неизбежно придётся пересматривать. Проблемы, связанные с уставшими, плохо соображающими моряками, количественно и качественно вырастут, в результате чего судебные издержки, материальные потери и экологический урон скажутся на репутации компаний, стоимости их активов, и т.д.
Это тревожный сигнал и для Украины, где любой вопрос касающийся морской индустрии ассоциируется, в первую очередь, с коррупцией и скандалами в отрасли. Сегодня уже очевидно, что многие украинские моряки так же работают сверхустановленных сроков и испытывают тяжелое физическое и психическое напряжение, но в случае с Украиной все эти проблемы усугубляются самим правительством, которое вместо критически необходимой поддержки моряков, оказывает дополнительное давление на них, чем однозначно ухудшает свои политические перспективы и негативно влияет на государственные интересы, связанные с социальным сектором, экономикой, геополитикой и дипломатией.
Парадокс заключается в том, что основные права моряков нарушаются на всех этапах их профессиональной деятельности и показательно игнорируются стороной, которая должна эти права защищать. Эта позорная дискриминация переходит в международную политическую и правовую плоскости, чем ухудшает позиции украинских моряков на международном рынке квалифицированной рабочей силы. Кроме того, логично предположить, что новые пандемии принесут не меньшие сложности в уже пошатнувшуюся систему цепочек снабжения.
Что это значит для украинских моряков? Это значит, что если сейчас участники рынка не приложат все необходимые усилия для стабилизации процессов смены экипажей, сертификации моряков, внедрения, на государственном уровне, понятия «Ключевой Работник», и не предоставят требуемых моряками преференций, то количество моряков в Украине упадёт в разы, а следом благосостояние их семей, прибыльность малого и среднего бизнеса, рентабельность авиакомпаний и прочих отраслей.
Получение морских квалификационных документов вне Украины, в том числе и в РФ. В настоящей статье этот негативный аспект не будет детально обсуждаться и пусть это будет на совести тех, кому деньги не пахнут, но справедливости ради стоит добавить, что моряк, это «лицо без национальности» и всё же автор этих строк считает, что в условиях войны – недопустимо спонсировать агрессора за счёт тех средств, которые могли бы и дальше стимулировать экономику Украины.
К удивлению, даже потомственные моряки, которые передают свой опыт от отцов к сыновьям уже перестают видеть отрасль перспективной, а это значит, что многие талантливые и достойные молодые люди рискуют сделать неверный выбор в плане профессии. Кроме того, это непременно скажется и на учебных заведениях и тренажёрных центрах, которые переживут «джихад» нынешних управленцев.
Такие предложения стали появляться всё чаще. Это говорит о том, что безысходность, вопреки здравому смыслу, заставляет моряков идти в найм к недобросовестным судовладельцам и выполнять опасные операции, при полном отсутствии условий для безопасного труда. Риск вернуться живым с такого контракта обратно пропорционален опыту моряка. Чем меньше опыт – тем больше риск. А где взять опыт молодому специалисту? С этой дилеммой выросло не одно поколение специалистов в разных сферах, но стоит отметить, что работа на судне всегда сопровождается опасными операциями, в опасных условиях и неподготовленный специалист как раз и есть то самое слабое звено, с которого начинаются по-настоящему большие проблемы, техногенные катастрофы и экологические последствия или тюрьма.
Если государственные регулирующие органы не в состоянии решать проблемы, то налицо имеется необходимость им на это указать. Это, кстати, касается не только моряков. В этом движении могут и должны принимать участие все транспортники. Особенно это касается тех запущенных случаев, когда правительство саботирует и вносит деструктивный характер в политику, проводимую по отношению к ним.
Через профсоюзы и негосударственные организации. Через международные организации. Через страйки и пикеты (которые уже начали происходить во многих морских городах Украины) и по личным инициативам влияющих на рынок игроков. На сегодняшний день единственным выходом является консолидация сил, которую мы и наблюдаем в последнее время. Эффективность такого подхода уже можно увидеть на примере того, как связанные с тематикой чиновники меняют свою риторику, всячески стараются изменить законодательную базу, шантажируют и угрожают ключевым игрокам в этом сложном и многоуровневом бизнесе, а также продолжают делать ошибки, которые неминуемо придётся исправлять.
Представим себе, что работа в море — это один большой и вкусный пирог. Все его хотят разрезать и съесть, но получат его те, у кого есть конвенционные документы и статус ключевого работника. По кусочку получат те, у кого есть знания и необходимый опыт… Самые крохи подберут неприхотливые и отчаянные которые не знают своих прав и не осознают своих возможностей. А те, кто стоит в стороне, в лучшем случае, получат пустую тарелку, на которую смогут положить свои морские документы и доверенность на агента.
С одной стороны, это звучит смешно или драматично, кому -как… С другой стороны, представьте себе тот самый пирог, которого бы хватило всем и вдосталь, но его в одно лицо съест МИУ, пока вы стоите в очереди дать взятку за паспорт моряка, который по всем международным стандартам обязаны выдать в лучшем виде и с наименьшими затратами.
Автор — Георгий Клюев, FMIAMSP