Маврикий известен большинству людей, как популярное место отдыха, из-за его великолепных пляжей, вулканических пород, хрупких экосистем мангровых лесов, коралловых атоллов, подводных коралловых рифов, морских водорослей и исторических фортов. Но в начале 2020 года индустрия туризма – ключевой сектор экономики Маврикия – сильно пострадала из-за вспышки COVID-19. А то, что произошло несколько месяцев спустя, полностью опустошило островное государство.
25 июля 2020 японское судно M/V «Wakashio», проходя транзитом слишком близко к Маврикию, столкнулось с одним из его самых хрупких коралловых рифов. Позднее, 6 августа, из повреждённого судна началась утечка высокотоксичного топлива нового типа. Прежде чем утечка была остановлена, около 1000 тонн нефтепродуктов просочилось в Индийский океан, это привело к серьезному загрязнению береговой линии и прибрежных вод Маврикия, а также стало самой страшной экологической катастрофой, которую когда-либо переживала эта страна.
Невзирая на масштаб и последствия катастрофы, спустя почти год со дня происшествия, вместо того, чтобы обеспечить полную прозрачность расследования и придания огласке последствий разлива нефти и предпринять срочные меры для предотвращения повторения разливов и загрязнений в будущем, правительство Маврикия, японская корпорация владеющая и оперирующая судном и международные организации, участвовавшие в этой трагедии, скрывают важную информацию от общественности. При этом сегодня сохраняется неопределенность в отношении восстановления Маврикия, хотя не было предпринято никаких серьезных действий для защиты вод острова от подобных инцидентов в будущем.
Не было обнародовано исчерпывающей информации о:
— том, почему на самом деле судно «Wakashio» село на мель,
— возможном воздействии разлива нефти на здоровье людей и природу,
— том, как был нанесён урон окружающей среде в результате последующего затопления остатков судна.
Также остались вопросы о завершении процедуры сбора образцов нефти – важного процесса, который предоставит защитникам природы необходимую информацию о влиянии разлива нефти на биоразнообразие. При этом правительство не сделало практически ничего, чтобы не допустить повторных разливов нефти. Береговая линия Маврикия уязвима из-за международной морской деятельности, и это риск, с которым нельзя мириться, учитывая экологическое, социально-экономическое и научное значение.
Одним из шагов, которые правительство могло бы предпринять в этом направлении, является создание особо чувствительной морской зоны – Particularly Sensitive Sea Area (PSSA) с помощью Международной Морской Организации (IMO). PSSA определит зону, которую корабли должны будут избегать. Это поможет властям сохранить горячие точки биоразнообразия в водах Маврикия и обеспечить более безопасный маршрут для судоходной отрасли. Такие PSSA следует создавать не только на Маврикии, но и в других регионах мира для защиты морской флоры и фауны и средств к существованию местного населения. Особенно в Чёрном Море они должны стать неотъемлемой частью стратегии защиты 30 процентов океанов и суши к 2030 году. Этот вопрос будет поднят на Конференции ООН по биоразнообразию, которая состоится в этом году в Куньмине, Китай.
Десятки тысяч людей, которые вызвались участвовать в очистке, в том числе члены местных рыболовецких сообществ, подверглись воздействию токсичных компонентов разлива нефтепродуктов, что нанесло ущерб здоровью и продовольственной системе острова и снизило его привлекательность для туристов. Трое моряков погибли и один пропал при буксировке баржи, перевозившей нефть с места крушения. Более 50 китов и дельфинов выброшены мертвыми на берег острова. Правительство еще не опубликовало полную информацию о том, была ли их смерть вызвана разливом нефти. Гринпис и ИМО уже публично призвали правительство Маврикия принять меры и создать PSSA. Но правительство хранит молчание о том, что произошло после того, как судно M/V «Wakashio» село на мель, и о своих планах по недопущению повторения подобного разлива нефти.
Компании, участвовавшие в инциденте, также не спешат брать на себя полную ответственность за произошедшее и предпринимать соответствующие действия. Судно принадлежало японской компании Okiyo Maritime Corp, дочерней компании Nagashiki Shipping, и эксплуатировалось Mitsui OSK Lines (MoL), одной из крупнейших мировых судоходных компаний. После разлива нефти Министерство транспорта поспешило опубликовать письмо с извинениями, но это не остановило возмущение общественности. На Маврикии прошли одни из самых многочисленных протестов в его истории. В Японии десятки тысяч подписали петиции с требованием, чтобы MoL и Nagashiki Shipping взяли на себя ответственность, предоставили отчеты, выделили средства народу Маврикия и отказались от ископаемого топлива. Гринпис Японии продолжает взаимодействовать с компаниями по этим требованиям. Сегодняшние реалии таковы, что корпоративная ответственность должна выходить за рамки MoL и Nagashiki Shipping, так как отправленные товары являются неотъемлемой частью современной жизни и глобальной торговой системы, но сектор судоходства, который является значительным загрязнителем и источником выбросов парниковых газов, почему-то всё ещё остается полностью оторванным от современных политических, социальных и экологических приоритетов.
В отличие от других отраслей мировой экономики, судоходство незаметно исключает себя из Парижского соглашения. Это происходит не потому, что в этом секторе нет решений для перехода к возобновляемым источникам энергии, а потому, что судоходная отрасль просто слишком долго не работает. Как написал маврикийский экономист по вопросам развития Нишан Дегнарэйн в недавней статье для Forbes: «Судоходство остается одной из самых опасных отраслей в мире – не из-за состояния океана, а из-за поведения регулирующих органов и операторов».
Разлив нефти на Маврикии был не единственным в 2020 году. Венесуэльский национальный парк Моррокой пострадал от крупной утечки (3000 тонн) на близлежащем нефтеперерабатывающем заводе. Более 20 000 тонн дизельного топлива вылилось из разрушенного топливного танка недалеко от города Норильск на севере Арктики России, что привело к массовому загрязнению рек и гибели биоразнообразия. В Канаде около 140 тонн нефти было разлито на насосной станции Сумас в провинции Британская Колумбия над полями, покрывающими водоносный горизонт, который коренные народы используют для питьевой воды, это был четвертый (!) за последние 15 лет разлив нефтепровода возле заповедника. Разливы нефти всегда привлекают внимание международных средств массовой информации в лучшем случае на несколько дней, а затем о них забывают, но людям и природе в этих пострадавших районах требуются десятилетия, чтобы восстановиться. Некоторые потери для экономики и биоразнообразия Маврикия, возможно, никогда не будут возмещены.
Хотя извинения и компенсация со стороны Министерства юстиции приветствуются, они не могут изменить того, что произошло. Как и отставка какого-либо маврикийского политика в результате скандального обращения с разливом нефти. «Это были бы пустые жесты, если не извлечь уроки из того, что произошло, и если море вокруг Маврикия не будет защищено», — говорят аборигены.
Принимая меры по предотвращению будущих разливов нефти, корпорации и правительства должны также ускорить отказ от ископаемого топлива. Во всем мире растет движение граждан, требующих действий, равно как и материально-технические возможности человечества для акселерации положительной динамики безопасности судоходства. Возможно и наши голоса будут услышаны на фоне того, что происходит в водах Чёрного Моря и в стенах Верховной Рады Украины.
Автор – Георгий Клюев