Президент Украины Владимир Зеленский подписал 30 декабря 2020 года Закон «О внутреннем водном транспорте» № 1054-IX, который парламент принял третьего декабря 2020 года.
Документ определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности внутреннего водного транспорта.
Законом определяются условия работы водного транспорта, использования водных путей. Регулируется вопрос собственности, затонувшего на внутренних водных путях, ответственность судовладельцев за нарушение законодательства о внутреннем водном транспорте и тому подобное.
Закон внедряет требования директив и регламентов Европейского Союза в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС.
Офис Президента сообщает, что только 1% грузов в Украине перевозится по рекам. Принят закон, по утверждению Офиса, будет способствовать появлению в стране конкурентного рынка речных грузовых перевозок. По подсчетам Министерства инфраструктуры, это позволит увеличить грузопоток до 30 млн т в год и создать экономический эффект для государства в объеме около 13-16 млрд грн ежегодно. К тому же использование водных путей позволит сэкономить средства на ремонте автомобильных дорог.
Напомним, что против подписания Президентом Закона «О внутреннем водном транспорте» выступали некоторые украинские деловые круги. Так Герой Украины директор агрохолдинга » Нубилон » Алексей Вадатурский призвал Президента Зеленского ветировать Закон. Его поддержали Ассоциация судостроителей «Укрсудпром » и Государственная Регуляторная служба Украины. Они направили Президенту свои особые обращения.
В письме Ассоциации судостроителей » Укрсудпром » от 24 декабря 2020 года в частности говорится, что проект закона №1182-1-д «О внутреннем водном транспорте» это последний гвоздь в гроб судоходства под Государственным Флагом Украины, судостроения Украины и рынка бункеровки на внутренних водных путях. Кроме этого это миллиардные потери государственного бюджета и ухудшение экологической и эпидемиологической ситуации в Украине. Кроме этого это расцвет ужасных теневых рынков и схем.
Замечания, высказанные в письмах противников подписания Закона, прокомментировал народный депутат Украины Владимир Крейденко, заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры.
Так, например, Алексей Вадатурский отмечал, что применение норм, которые прописаны в законе, будет иметь негативные последствия для экологии, экономики и в целом безопасности Украины как морской державы.
В частности, отмечает он, подпункт 2 пункта 4 Заключительных и переходных положений Закона допускает сброс нечистот в движении судов по всей длине Днепра, в том числе и в зоне Киева.
На это Владимир Крейденко сказал нашему изданию следующее:
«Относительно сброса нечистот (в принятом законопроекте они называются «сточные воды »), то процитирую текст Заключительных и переходных положений: «Сброс с судов сточных вод разрешается в территориальном море, внутренних морских водах, на других водных путях общего пользования, в акваториях морских портов без ограничений на ходу и при стоянке судов, при условии их обработки и обеззараживания в судовых установках в соответствии с требованиями Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокола 1978 года к ней или в соответствии с техническими требованиями к судам внутреннего плавания, должны отвечать законодательству Европейского Союза».
Кроме того, законопроектом были внесены следующие изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях «Сброс за борт морского, речного, малого, спортивного судна или водного мотоцикла мусора и других предметов — влечет за собой наложение штрафа в размере двадцати пяти необлагаемых минимумов доходов граждан».
Из приведенного выше следует, что действительно разрешается сброс сточных вод в реки, однако это разрешено только при условии обеззараживания и очистки этих нечистот по всем европейским стандартам.
Замечу, эксперты отрасли отмечают, что перевозка грузов по рекам, кроме того, что является самым дешевым, еще и самым экологичным видом транспортировки».
Алексей Вадатурский отмечал также в своем обращении, что нормой Закона о сохранении акцизного сбора на топливо для судоходства фактически узаконена контрабанда горючего, из-за разницы в цене в 80% за 12-мильной зоной и в Украине.
Владимир Крейденко, заместитель председателя комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры так прокомментировал для «Судоходства» это замечание:
«Хочу подчеркнуть, что к первого чтения в ч. 1 ст. 1 законопроект действительно существовало определение понятия «каботажный рейс», которое узаконивало выход иностранного судна за границу для пополнения судовых припасов (в частности, горючим) без таможенного оформления и уплаты акциза. Однако, в финальном варианте это было исправлено, и понятие «каботажный рейс» теперь выглядит так: «рейс судна между украинскими портами (терминалами) или местами назначения, расположенными на территории Украины, без проведения грузовых операций, осуществление бункеровки, пополнения судовых припасов за пределами территории Украины».
О других замечаниях Владимир Крейденко говорит следующее: «Например, о том, что в первоначальной версии законопроект существовала норма, что грунт, который изымается в результате работ по дноуглублению рек, может бесконтрольно изыматься и реализовываться субъектом хозяйствования, осуществляющим выполнение работ по обеспечению габаритов судового хода. Это фактически давало «зеленый свет» для кражи недр/песка. Однако, во время подготовки законопроекта к финальному голосованию мне удалось добиться внесения поправок, согласно которым грунт, который будет изыматься в результате работ по дноуглубление рек, может быть реализован предприятием только на основании специального разрешения, а объем такого грунта (минерального сырья), который будет изыматься в результате проведения дорожных работ и не будет использоваться для их выполнения, будет рассчитываться в соответствии с методикой, утвержденной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере внутреннего водного транспорта».
Однако список замечаний экспертов и операторов речного транспорта к Закону настолько велик, что, видимо, нас ожидают дальнейшие дискуссии о его эффективности для экономики Украины.
Марат Якупов