Проект строительства терминала в Николаевской области в очередной раз стал объектом активных действий правоохранителей.
Офис Генерального прокурора совместно с Нацполицией и СБУ провели обыски в помещении Николаевской облгосадминистрации. Обыск проводился в рамках расследования уголовного производства по факту незаконного владения земельным участком водного фонда площадью 157 га. Участок относится к акватории Днепро-Бугского лимана. Об этом сообщает пресс-служба Генпрокурора.
Речь идет о земельном участке, который в 2015 году своим распоряжением экс-глава Николаевской ОГА Вадим Мериков отдал в аренду на 49 лет.
Арендатором стал Терминал UPSS, который планировал строить на участке морской терминал. Также на участке площадью 157 га планировалось соорудить 7 причалов общей протяженностью 2400 м, построить подходной канал, пирс и перегрузочные комплексы для различных грузов: зерновых, наливных, контейнерных, генеральных. Земельный участок расположен на территории нынешней Галициновской ОТГ. Исполнительным директором «Терминал-Укрпищесбытсырье» является Дмитрий Фалько.
В релизе ведомства указано, что кассационная судебная инстанция по иску прокуратуры установила, что «должностные лица Николаевской ОГА в 2015 году, приняв спорное распоряжение о водных объектах общегосударственного значения, вышли за пределы своих полномочий», и признала недействительным соответствующий договор аренды. Следственные действия прошли с целью выявления и фиксации сведений об обстоятельствах совершения уголовного преступления.
Николаевское предприятие Терминал UPSS, является портовым комплексом по перегрузке наливных пищевых грузов на территории Днепро-Бугского морского порта.
По заявлениям директора предприятия Дмитрия Фалько, с момента заключения договора аренды на компанию периодически подают в суд. Это затягивает инвестиционные проекты.
«При этом прокуратура под предлогом защиты интересов государства затягивает судебные разбирательства и, проигрывая один судебный процесс, подает следующее исковое заявление», — заявлял глава предприятия.
«Фактически прокуратура «жонглировала формулировками» и спутала понятие аренды земли водного фонда и аренды водного объекта. В Земельном Кодексе четко сказано, что договор на аренду земель водного фонда нужно заключать с областной госадминистрацией, что мы и сделали. А другой закон говорил, что заключать договор нужно с Кабмином, вот только речь в этом другом законе идет о водном объекте, а не о земле», — сообщал Дмитрий Фалько на международном форуме Grain & Maritime Days in Odessa в мае 2018 года.
В мае того же года стало известно, что транснациональная корпорация Peter Cremer GmbH (Гамбург) заявила о желании выйти из состава учредителей Терминала. Причиной стала «невозможность ведения бизнеса в Украине из-за сложных и непрозрачных методов и затягивания процедур со стороны разрешительных органов». По мнению представителей корпорации, большую часть времени предприниматель тратит на согласование и получение подписей, затягивая процесс на года.
Комментируя ситуацию, Дмитрий Фалько отмечает, что сейчас предмета для исков уже нет. «Первый административный иск был инициирован прокуратурой Николаевской области в апреле 2015 года с целью отмены государственной регистрации земельного участка площадью 157 га, его мы выиграли (Дело №814/1004/15)», — рассказал Фалько в эксклюзивном комментарии изданию «Судоходство».
«Второй процесс – хозяйственный. В октябре 2016 прокуратура Николаевской области обратилась с иском, которым оспаривали законность договора аренды земельного участка (дело №915/1134/16). Закончился он 17 мая 2018 года: Кассационный суд своим постановлением отменил распоряжение Николаевской ОГА, которым был передан в аренду земельный участок площадью 157 га земель водного фонда, и признал недействительным договор аренды земли», — говорит Дмитрий Фалько.
Суд свое решение мотивировал тем, что в ОГА отсутствуют полномочия для распоряжения землями водного фонда Бугского лимана, а указанное решение относится к полномочиям КМУ
Сегодня инвестиционный проект «заморожен» до дальнейшего разрешения ситуации. Но теперь название компании фигурирует в материалах уголовного дела, что наносит ущерб репутации предприятия.
Исполнительный директор предприятия считает, что судебные иски делают невозможным любое привлечение инвестиций: «Каждый стратегический инвестор при первичной процедуре due dill процедуре в первую очередь проверяет наличие споров и исков относительно объекта инвестиций. Судебный иск – это красный знак «стоп» для рискового департамента. Дальнейший анализ проекта даже не осуществляется».
Отвечая на вопрос касательно выхода Peter Cremer из состава учредителей терминала УПСС, Дмитрий Фалько рассказал: «Корпорация была нашим учредителем с 2001 года. За это время наше сотрудничество было весьма взаимовыгодным. При этом, мы всегда соблюдали корпоративные стандарты и лучшие практики ведения международной торговли. Думаю, что если б дело было только в нас, то они искали бы другие объекты в Украине.
Дело в том, что инвестиционная привлекательность подобных объектов с каждым годом снижается, а сроки окупаемости увеличиваются.
Мы приступили к оформлению документов, необходимых для реализации проекта в 2010. По первоначальному плану, с учетом необходимости получения распоряжения КМУ на отведение земель лесного фонда, оформление земельных участков планировалось завершить за 3 года. В 2013-м мы прошли только первый круг согласований. В дальнейшем, во время революционных событий документы были утеряны. Но мы были оптимистично настроены относительно нового правительства и заново собрали необходимый пакет. В результате распоряжение КМУ о передаче земли под строительство железной дороги мы получили только 4 июля 2017 года.
Параллельно мы занимались отведением земель водного фонда под строительство подходного канала, операционной акватории и причалов. Также велись проектные работы по складам напольного хранения и силосного хранилища, подъездных дорог.
Когда 17 мая 2018 Кассационный суд своим постановлением отменил Распоряжение Николаевской ОГА, которым был передан в аренду земельный участок площадью 157 га земель водного фонда, мы получили разрешения ГАСИ на начало строительства складов напольного хранения и подготовительные работы по ж/д, закупили железнодорожные плети. В общей сложности, было потрачено порядка 45 млн. грн. Учитывая, что мы уже выиграли 6 (!) судов, в этом процессе мы были уверены в своей победе. Сейчас эти объекты уже были бы построены и работали.
После решения суда мы сообщили Peter Cremer, что будем обращаться в КМУ. Но учредители ответили, что ещё 7 лет ждать не готовы, и в январе 2019 года корпорация Peter Cremer вышла из состава учредителей терминала УПСС».
Отметим, что, по словам Фалько, на данный момент «Терминал-Укрпищесбытсырье» не имеет судебных тяжб с государственными структурами. Было обжалование Прокуратурой Николаевской области законности отведения в аренду земельного участка. После решения Кассационного Хозяйственного Суда от 17.05.2018 года, повинуясь выводам данного решения, уже в июне 2018 года предприятие обратилось в Кабинет Министров с ходатайством о выделении нам данного земельного участка. «На данный момент четкой позиции КМУ по этому вопросу нет. Мининфраструктуры и Минэкотоплива отсылают нас один к другому», — говорит Фалько.
Руководитель предприятия все же верит в перспективность проекта. Он считает, что с открытием рынка земли производительность сельского хозяйства существенно вырастет, соответственно и вырастет спрос на услуги перевалки с/х продукции. Вполне возможно, что через 2-3 года существующих мощностей будет не хватать. «Но для того, чтобы их построить, нужно время, а оно теряется в кабинетах, судах, бесчисленных разрешениях и согласованиях, – рассказывает Дмитрий Фалько. – Именно так у нас получилось с подсолнечным маслом. Когда рынок начал активно расти, ежегодный прирост составлял 20-30% в год, — мы были готовы, и логистика не давила на цены, как это было, например, в России. Поэтому украинские производители могли получить определённую премию». В последнее время активно обсуждается модель порт-лендлорд. Несмотря на ряд рисков этой модели, именно она может стать инструментом для ускорения процедур и привлечения инвестиций в отрасль.