ШТАБ УШЕЛ, РАБОТА ОСТАЛАСЬ

Сегодня ситуация по коронавирусу в Одесском регионе и в Украине выглядит не так обнадеживающе, как в начале мая. Количество заболевшихпревысило 50 тыс. чел., в течение июня заболеваемость выросла практически в три раза. Правительство вынуждено было продлить адаптивный антикоронавирусный карантин в стране до 31 июля.
Но в первых числах мая картина была куда более благоприятной: с 11 мая начали смягчать карантин для малого и среднего бизнеса, полное снятие ограничений планировали на 22 июня. При таких вводных, созданный 16 марта Антикризисный штаб по борьбе с эпидемией COVID-19, заявил о прекращении своей деятельности.
Эта организация объединила для борьбы с эпидемией 250 бизнесменов и большое количество волонтеров. Подытоживая 50 дней работы Штаба, его глава, совладелец группы терминалов TIS
Андрей Ставницер, отметил: «Мы сделали гораздо больше, чем думали, что сможем сделать». По состоянию на 4 мая 2020 г. Штабу удалось привлечь почти 136 млн грн.

Срочные задачи были решены, подчеркнул тогда Ставницер: «Врачи больше не работают с пациентами без перчаток и масок, одинокие пожилые люди не брошены на произвол судьбы. За эти два месяца бюрократическая машина вполне имела возможность развернуться и подключиться к борьбе». Развернулась и подключилась ли? Катерина Ножевникова считает, что нет: «Ничего особо не изменилось: больницы все так же испытывают катастрофическое недофинансирование. И это вопрос не только к местным властям, но и к центральной власти, к министерству здравоохранения. Скорее, можно даже сказать, что ситуация изменилась в худшую сторону».
Катерина Ножевникова возглавляет Благотворительный фонд «Корпорация монстров», который принимал в работе Антикризисного штаба самое активное участие. Работники и волонтеры фонда передавали средства защиты, оборудование, бытовые расходники в опорные и районные больницы, бригадам скорой помощи и водителям«скорых», социальным службам, центрам семейной медицины, в лаборатории.
По факту, ни эпидситуация легче не стала, ни власть для борьбы с инфекцией надлежащим образом не мобилизовалась. Так что некая волонтерская структура, подставляющая обществу свое плечо, попрежнему нужна. Но Штаб в том формате, в котором он жил и действовал в марте–апреле, не может работать вечно. «Топ-менеджеры и бизнесмены выделили какое-то время, сделали достаточно много и вернулись к своей непосредственной деятельности, – поясняет Катерина Ножевникова, – потому что им нужно кормить свои семьи, заботиться о своих сотрудниках
и платить налоги».
Однако о том, что меценаты и волонтеры полностью самоустранились с этого поля боя, речь вовсе не идет. «Штаб исчез, но мы-то остались работать, – говорит предводительница «Монстров», – мы этим занимались и до эпидемии, будем заниматься и после того, как, рано или поздно, она закончится. С момента, как штаб объявил о своем закрытии, не было дня, чтобы мы не вели работу и не помогали больницам. Мы по-прежнему обеспечиваем их средствами индивидуальной защиты, мы по-прежнему покупаем аппаратуру, мы по-прежнему покупаем медикаменты для опорных больниц, для семейной медицины, которая сейчас находится, по сути, на передовой.
Сотрудник Фонда Юлия Каназирская руководит проектом «Добрый обед». Эпидемия не заставила свернуть это благое дело, просто внесла в него некоторые коррективы. «Мы решили закрыть наши столовые (у нас их всего три) еще 5 марта, до объявления всеукраинского карантина, – вспоминает Юлия, – потому что и по гриппу было повышение показателей заболеваемости. Учли, что средний возраст наших подопечных по этой программе превышает70 лет. Но стали думать, как поддерживать этих людей в сложившейся ситуации».
Бизнесмены, вовлеченные в работу Антикризисного штаба, выделили спонсорскую помощь в виде продуктовых наборов, которые и стали заменой практикуемых ранее бесплатных обедов.
«5,5 тыс. продуктовых наборов мы выдали буквально за неделю-две, – рассказывает Юлия. –Определили самых нуждающихся совместно с соцзащитой города Одессы, и вместе с соцработниками развозили эту помощь по городу, а также отправляли в область».
Наборы выделили торговые сети «Копейка» и «Таврия», банк «Пивденный», – перечисляет спонсоров девушка. – «Кока-Кола» обеспечивала соками, «Витмарк» – чаем и молоком. Принимал участие в одесском проекте и интернет-супермаркет «Розетка».
Вызовом для проекта стала необходимость организовать доставку продуктов на дом, но небезразличные одесситы нашлись и тут – люди приезжали на собственных машинах и готовы были помочь. За день развозилось по тысяче наборов.
«Конечно, развозим нашим бабушкам-дедушкам из «Доброго обеда», – продолжает Юлия, – все они раз в месяц обеспечены продуктовым набором, мы никого не бросили. Помимо пенсионеров, обращалось много людей, которые в связи с карантином потеряли работу. Мы и им оказывали помощь, в т.ч. продуктами».
А еще в фонде не теряют надежду, что в скором времени удастся возродить проект «Добрый обед» в его традиционном виде, в котором он существовал больше двух лет: «Это налаженная система – в Одессе есть более 30 ресторанов, которых, кормят около трехсот человек горячими обедами».
И, похоже, что эпидемия не заставит эту систему кануть в Лету. «У ресторанов сезон пропал, и мы не были уверены, что они смогут нам помогать в дальнейшем, – поделилась своими опасениями Юлия. – Но мы предварительно пообщались с рестораторами и, на удивление, никто не сказал «нет».
Да и в прощальном заявлении от имени Антикризисного штаба Андрей Ставницер отметил: «Мы никуда не уходим и не закрываем двери. Мы будем готовы мобилизоваться и заново запустить все процессы, если, не дай Бог, прогнозы не подтвердятся».
Благоприятные прогнозы начала мая, увы, не подтвердились. Совсем не лишними на этом фоне выглядят заверения в том, что крупный бизнес готов вновь прийти на помощь, если ситуация опять станет патовой.