Эффективное использование возможностей такого мощного потенциала как море-хозяйственный комплекс и его отраслей должно являться существенным рычагом стабилизации, улучшения и развития экономического состояния морской державы Украины. Анализ динамики переработки грузов морскими портами; уменьшение объемов Государственного судового реестра Украины; количества судоходных компаний; потеря конкурентоспособности Регистра судоходства Украины; рост уровня аварийности в акваториях морских портов Украины в 2,5 раза (по данным обзора состояния безопасности судоходства по 2019 год ГП «АМПУ») и прочее, — всё это говорит о негативных тенденциях в работе морской отрасли нашей страны.
В своём интервью журналу «Судоходство» Юрий Владимирович Бельский, эксперт морской отрасли, капитан дальнего плавания отмечает:
— Одним из основных постулатов всех вероиспове- даний является тезис: «Страдание человека зависит от неправильно определенных целей». Так может у нас отсутствуют или неправильно определены цели, но они есть и определены следующими документами:
Кабинета министров Украины от 30 мая 2018 года № 430-р).
Почему же страдания продолжаются? — Нам не хватает: понимания миссии — «эффектив- ное использование возможностей морехо- зяйственного комплекса», определения и реализации целей — «удовлетворение обществен- но-экономической потребности Украины в морских и речных перевозках», средств или всего вместе?
Создается впечатление, как в анекдоте, — судно зато- нуло, а документы мы составляем: лондонский мор- ской арбитраж. Судья задает вопрос старшему помощ- нику капитана затонувшего судна: «Что вы все время улыбаетесь, у вас судно затонуло?». Ответ: «Ну так что, я же чек-лист заполнил».
Проанализировав вышеприведенные документы, — какие основные недоработки в них Вы увидели?
В обзоре функционирования отрасли и анализа теку- щей ситуации приведены статистические данные и указана реформа управления — создание ГП «АМПУ».В разделе «Контрольные процедуры и логистика» указано, что необходимым является снижение затрат, обусловленных задержками груза в процессе выполнения контрольных процедур, в частности путем упрощения механизмов и сокращения времени обработки грузов и их выпуска органами государственного контроля. А вот про логистические расходы, которые имеют существенное влияние на ценообразование груза и непосредственно влияют на объемы переработки грузов в морских портах Украины — не упомянуто…
В разделе: «Безопасность мореплавания и охрана окружающей природной среды» есть ссылка на Отраслевую программу обеспечения безопасности судоходства на 2014-2018 годы и План мероприятий по ее выполнению. Дальше по тексту — охрана окружающей среды где-то потерялась.
Формально определены составляющие системы безопасности мореплавания и необходимость гармонизации отдельных законодательных актов ЕС и документов Международной морской организации— не определены показатели эффективности контроля выполнения. Считаю, что необходимо актуализировать обзор эффективности работы отрасли и анализ текущей ситуации на основании мировых трендов (наблюдений). Актуализацию осуществлять с использованием современных технологий, например:Google Trends, Google no Data Science, Big Data, BingMicrosoft, Amazon, профилей Facebook и прочее.
В разделе «Определение стратегических направлений и целей развития отрасли морского транспорта»: Направление 1. Реформирование системы государственного управления области.
1.1 Совершенствование нормативно правовой базы деятельности отрасли:
• ослабление регуляторного давления;
• внедрение принципов не дискриминации и упрощение ведения бизнеса.
1.2 Совершенствование государственного управления и борьба с коррупцией — создание Морской администрации Украины.
Как видим, намерение ослабления регуляторного давления есть, а вот улучшение регуляторного влияния отсутствует. В данном случае, было бы целесообразно рассмотреть вопрос о соответствии нормативно-правовой базы деятельности отрасли с учетом того, что Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины также составляют нормативно-правовую базу отрасли. Результативность системы может достигаться путем создания стимулов и предохранительных барьеров риск-ориентированного характера, а не системой добровольных рисков с неопределенной ответственностью субъектов и объектов управления системы морского и речного транспорта. Данные возможности образует именно нормативно-правовая база.
Аварийное происшествие с танкером DELFI на протяжении 10 месяцев (ноябрь 2019 — сентябрь 2020 г.) показательно продемонстрировало недостатки регуляторного влияния. Сначала невозможность приме- нения «принудительного спасения», финансирования для проведения операции и дальнейшего пребывания спасенного объекта в определенном безопасном месте. Затем, неурегулированность вопроса потери права собственности на имущество, что образует прямую угрозу окружающей среде и здоровью человека в рекреационной зоне г. Одесса, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины, что делало невозможными действенные меры со стороны отраслевого ведомства.
Совершенствование государственного управления путем создания Морской администрации Украины не приобрело конкретики, и, как следствие, мы имеем вполне целесообразный орган с неопределенными рабочими процессами управления и отсутствия критериев эффективности функционирования (KPI функционирования), что привело к ухудшению состояния дел, прежде всего, с ростом уровня аварийности, и многое другое. Более того, с образованием Морской администрации Украины начался процесс исключения квалифицированных экспертов и профильных специалистов с уровня принятия управленческих решений (не учтен международный опыт управления персона- лом HR). Продолжается процесс потери специалистов с опытом работы управления морской отрасли.
Государственная политика как демонстрация ком- петентности должна стимулировать долгосрочный спрос на инициативу инноваций в отрасли морского и речного транспорта Украины. Актуальным остается реализация тезиса «традиции + инновации». Реализация традиций по вышеперечисленным доку- ментам формализована до потери конкретики. Трудно определить по тексту документов, какие инновации планировалось инициировать. Очевидно, что необходимые инновации определяются по результатам аналитических исследований комплексного влияния внешних и внутренних факторов, с учетом мирового опыта. По характеру текста, создаётся впечатление, что отсутствуют современные наблюдения (Trends) с использованием мировых источников информации, например, www.Drewry.co.uk, а также проведение ана- лиза необходимых мер по аналогии создания групп (development group for business project) развития биз- нес проектов по направлениям:
При существующем положении дел, данная работа могла бы быть проделана отраслевыми научно-исследовательскими организациями.
Со времени принятия некоторых документов (2013 и 2015 годы), произошло много политических и экономических событий, «подкорректировавших» данные документы. Как Вы считаете, возможно ли пред- принять какие-либо меры для понимания основной миссии и реализации основных целей морехозяйственного комплекса страны, с учётом реалий сегодняшнего времени?
— С целью реализации постоянного улучшения работы морской отрасли Украины предлагаю:
соответственно достижения установленных целей и установленных факторов измерения эффективности выполнения), экономическом и прочее. Учесть требования стандартов качества ISO 9001:2015, ISO 14001:2015, ISO 21500 (управление проектами) с акцентом на критический анализ со стороны руководства.
4. Создать единую систему информационно-аналити- ческого цифрового пространства как систему управ- ленческого учета на морском и речном транспорте Украины, путем включения данного вопроса в План научно-технических работ Морской администрации Украины и ГП «АМПУ» на 2021 год.
5. При применении Системы электронного документооборота (далее — СЭД) основным критерием установить результаты работы (в настоящее время это работа, что не имеет влияния на достижение установленных целей). Формирование целей и постановку задач перед структурными подразделениями в системе СЭД необходимо делать четко и в соответствии с установленными функциональными обязанностями, установленными положениями и должностными инструкциями. Важным элементом контроля, без исключений в отношении высшего руководства и юридических подразделений, необходимо считать обязательное выполнение установленных сроков. Выполнение которых обеспечит путем использования современных технологий управления персоналом (автоматический контроль) и управление временем (HR, time management). Внедрить современные технологии пунктуации и стандартизации документооборота (использование электронных шаблонов документов) имеющиеся на Украине с 2016 года, например:
6. В сфере безопасности мореплавания отказаться от идеологии «нулевого допуска» и перейти к системе «порога сути», согласно стандарту 8402: «Положение, в котором риск или ущерб, или повреждение сведены до приемлемого уровня», для формирования понят- ной Отраслевой программы безопасности мореплавания и Плана мероприятий по ее выполнению.
7. Определить показатели эффективности работы капитанов морских портов Украины на основании Плана работ капитана порта (в настоящее время эти показатели существуют в виде количества оформленных приходов и отходов).
8. Определить политику Морской администрации Украины по использованию Кодекса о признанных организациях (Резолюция MEPC.237 (65).
9. Рассмотреть целесообразность освобождения по налогообложению и государственной пошлины средств защиты жизни человека на воде и технических средств безопасности судоходства, — в соответствии с нормами Международных конвенций, стороной которых является Украина, — которые не производятся на территории Украины.
10. Определение целей и контроль результативности следует применить по аналогии систем ведения бизнеса (CRM — система управления клиентами) на базе следующей единой платформы управленческих решений, где действия располагаются в такой последовательности:
В этом году в двух морских портах начали свою работу концессионеры. Определены ещё три порта, которые будут передаваться в концессию. Каким образом это может повлиять на безопасность судоходства?
— Регуляторная неопределенность вопросов обеспечения безопасности судоходства в морских портах может привести к обострению конфликта интересов следующих участников системы: Морская администрация в лице капитана морского порта / руководителя территориального органа управления, Администрация порта и заинтересованные лица (Stakeholders), в данном контексте — концессионера. Возможным объективным основанием может послужить ситуация трехстороннего клинча, т.е. ситуации при диспетчеризации, когда для дальнейшего выполнения каждого из заданий (процессов), нужны ресурсы, занятые под другие задачи. Таким образом, будут возникать негативные пред- посылки для ухудшения состояния реагирования в критических ситуациях, что приведет к дальнейшему росту аварийности на акватории морских портов.
Считаю целесообразным рассмотреть следующие предложения:
1. Заменить Приложение 10. «Система управления безопасностью» унифицированных обязательных постановлений по морским портам Украины на План проведения безопасных портовых операций по сле- дующим аналогам ведущих портов мира:
Мировое сообщество с 2015 года, а именно с вступления в силу данных стандартов, не теряло времени, что мы видим из приведенных документов. В Украине на уровне персонала административного управления или не поняли, или не имели времени понять смысл данных стандартов управления качества ISO 9001:2015, ISO 14001:2015 серии 2015 года, относительно организации безопасного состояния дел в морских портах. Данные вопросы остаются не определенными.
2. Применить в работе ГП «АМПУ» исследование рисков безопасности судоходства, разработанные Одесским национальным морским университетом, по заказу ГП «АМПУ» в 2016 году; 3. Запланировать на 2021 год ресурсное обеспечение программы в соответствии сертифицированной в 2020 году системы управления качества стандарты ISO 14001:2015 (орган по сертификации BUREAU VERITAS);
4. Провести ежегодный критический анализ со сто- роны руководства Плана развития ГП «АМПУ» по итогам 2020 года, с целью постоянного улучшения деятельности морских портов Украины, с учетом ежегодного аналитического обзора состояния безо- пасности судоходства на акватории морских портов Украины.
В заключении хотелось бы услышать от Вас ответ на вопрос «Что делать?» и резюме ко всему вышесказанному.
— Я предлагаю определить актуализацию модели адаптивного управления отрасли морского и речного транспорта Украины в следующей последовательности:
Вёл интервью
Сергей Бохан