Типовое положение, которое предусматривает возможность отклонения от маршрута для проведения смены моряков, опубликовал Балтийский и международный морской совет (BIMCO). Оно касается тайм-чартерных договоров и даёт право судовладельцу изменить курс для ротации членов экипажа. Это право ему будет предоставлено только в том случае, если в портах, оговоренных контрактом, это невозможно в силу действующих из-за коронавируса ограничений.
Согласно положению, такое отклонение не будет считаться нарушением контракта, а судовладелец не понесет ответственности за убытки или потери, причиненные таким отклонением. Однако документ учитывает и интересы фрахтователя: судовладелец обязан в самые короткие сроки письменно уведомить фрахтователя о планируемом изменении маршрута с целью проведения смены экипажа. Период, когда судно меняет курс для осуществления смены экипажа, включается в срок фрахтования, а оплата фрахтователем осуществляется по сниженной ставке. Если ее размер не оговорен договором, он составляет 50% от установленной ставки фрахта. А стоимость бункера в период отклонения судовладелец и фрахтователь оплачивают в равных долях. Оплату портовых сборов, лоцманской проводки и иных услуг в порту, где производится смена экипажа, судовладелец производит за свой счет.
Ранее компания «Genco Shipping & Trading Ltd.» рассказала о подобной практике с экипажем своего судна Genco Liberty. Оно следовало из Бразилии в Китай и отклонилось от заданного маршрута, взяв курс на Сингапур, где ранее смягчили процедуру ротации экипажей. Там моряки из Шри-Ланки приняли вахту, а индусы после длительного контракта списались. Эта ротация заняла 48 часов.