Василий Капацына: «Океан» — не только судостроительный завод, но и промышленный кластер»

Имя Василия Капацыны хорошо известно в портовой, транспортной, а с недавнего времени и в судостроительной отраслях. Он не просто давно в этом бизнесе, он один из тех, кто создавал правила работы: в 90-е основал с партнерами агентскую компанию, в 2005-2010 годах реформировал Николаевский порт, а сейчас стал владельцем судостроительного завода «Океан».

ВАСИЛИЙ КАПАЦЫНА
Владелец судостроительного завода «Океан»

Несмотря на то, что лица, действующие в интересах бывших собственников завода из Российской Федерации, которые довели предприятие до банкротства, весь 2020 год пытались заблокировать работу завода, в ноябре Кассационный суд поставил точку в этом деле, признав правомерной покупку завода «Океан» Капацыной. О том, как будет развиваться судостроительное предприятие, мы расспросили его собственника.

— Хочется, во-первых, поздравить вас с победой. И, во-вторых, спросить, какой главный урок вы вынесли из вашей борьбы за «Океан»?

— Против нас был задействован такой мощный ресурс, что сложно было сохранять веру в то, что правда будет на нашей стороне. Но у нас работала очень профессиональная команда правозащитников. Арбитражный управляющий Ирина Сербин занималась процедурой банкротства и ликвидацией юридического лица, связанного с российским собственником Игорем Юсуфовым. Все было сделано по букве закона. Именно это нас защитило. Правовое государство начинается с нас. Это мой первый вывод.

Второй вывод: наше общество не понимает, как оценивать обанкротившееся предприятие. Владение заводом денег не приносит. Их приносят заказы, конкурентоспособная продукция, партнёрство с ведущими мировыми производителями. Территория, станки и специалисты — это не бизнес-модель. Развитие такого предприятия как «Океан» требует больших инвестиции, и это всегда большой риск. Ведь, чтобы отвоевать свое место, нам придётся вложить еще очень много средств и интеллектуального ресурса.

— Несмотря на информационную атаку, завод «Океан» запомнился проектом для Eurobulk, модернизацией судов турецких судовладельцев, строительством мостовых конструкций для автострад «Большой стройки». Следовательно завод загружен работой?

— Мы все время в поисках возможностей. Хотя, когда мы зашли на предприятие в 2018-м, там стояли стены и скелеты станков. Многое пришлось ремонтировать. Чтобы возобновить цикл металлообработки, мы вложили средства в механизмы и системы управления, модернизировали их под современные программные комплексы. Кроме того, заново создали и запустили в работу конструкторское бюро — и сейчас у нас работают лучшие специалисты.

Также провели модернизацию насосов сухого дока, на очереди основной и промежуточный затворы. Завод «Океан» был спроектирован для производства 60 тысяч тонн металлопродукции в год. Сегодня нам удалось нарастить объем продукции с нуля до 15 тысяч тонн. Такого результата моей команде удалось достичь меньше, чем за два года управления заводом. Наша задача в ближайшее время достичь показателей в 35-40 тысяч тонн. Это производство корпусов судов и металлоконструкций.

— Рынки судостроения и судоремонта за последние десятилетия сильно изменились. Какое место в отрасли занимает сейчас «Океан»? С кем конкурируете и что считаете конкурентным преимуществом завода?

— Сегодня мировая практика судостроения предполагает кооперацию, когда запчасти и комплектующие изготавливают и поставляют субподрядчики, а верфь становится по сути мануфактурой по сборке: там строят металлический корпус, монтируют судовые системы и оборудование, достраивают и испытывают судно. «Океан» строился как производство закрытого цикла: заходит металл — выходит судно. В Советском Союзе на заводах все делали с нуля, только двигатель приезжал. Очевидно, что «Океан» теперь будет развивать свою модель в направлении кооперации и поиска партнеров, как этого требует современное судостроение.

В Черном море присутствуют несколько судостроительных гигантов, среди которых Fincantieri и Damen в Румынии. Для них «Океан» может изготавливать корпуса, частично достраивать суда. В этом году мы поставили голландской компании Eurobulk две баржи и получили заказ еще на шесть. Почему они обратились к нам? Наши мощности позволяют параллельно работать над несколькими заказами. Это оптимизирует расход средств, обеспечивает скорость и точность выполнения работ. Наш завод — сборочная и ремонтная база для судов любого класса. Эта база у завода сильная, и ее несложно совершенствовать.

— Сейчас завод уверенно выходит на мировой рынок судоремонта и модернизации. Давайте поговорим об этом направлении.

— Все дело в том, что завод «Океан» многофункционален. У нас есть два дока: один поменьше — плавучий, другой — большой уникальный сухой док. Одновременно на малой линии плавдока можно модернизировать до шести судов. Именно потому, что у нас есть мощности и возможность развернуть работу быстро, мы можем конкурировать в цене и скорости работ. На любом заводе в Турции, например, надо становиться в очередь, чтобы произвести элементарный ремонт или вообще подняться из воды в док. Для многих судовладельцев лучше, когда можно попасть на ремонт без очереди в Украине, чем ждать очереди в Турции. Мы сегодня работаем с судовладельцами, которые регулярно заходят в Черноморский и Азовский бассейны. Это кропотливая работа, но завод способен принимать на ремонт суда в различных размерениях, а мощности завода позволяют приступить к ремонту судна без временных потерь для судовладельца.

— Завод функционирует не только за счет оборудования и уникальных кранов, но и ремонтных бригад. Николаевские корабелы уезжают работать за границу целыми бригадами. Для вас сегодня это проблема?

— Специалисты в судостроении — это ДНК Николаева. Кадры были и остаются большой ценностью. Когда мы с командой пришли на завод, то бросили клич, чтобы николаевские корабелы возвращались домой. Мы предложили им конкурентные зарплаты, возможность не уезжать от жен и детей. И действительно удалось вернуть около 150 человек.

Но надо понимать, что наши бригады мигрируют, работают на разных верфях. Сегодня они по сути предприниматели. И мы можем в считанные дни под заказ любой сложности собрать лучшую команду. Я горжусь тем, что мы серьезно усилили наше конструкторское бюро. Сегодня у нас есть проектировщики, которые работают по мировым стандартам. Они говорят на одном языке со своими коллегами, исполнителями или заказчиками из-за границы.

ВАСИЛИЙ КАПАЦЫНА
Владелец судостроительного завода «Океан»

Квалификация конструкторского бюро позволила адаптировать проекты к производственному циклу и реализовать сложные проекты по удлинению и переоборудованию судов. Завод «Океан» получил признание сертификационной компании Bureau Veritas и Регистра судоходства Украины как судостроительное и судоремонтное предприятие. Кроме того, «Океан» первым из николаевских верфей получил сертификат соответствия системе менеджмента ISO 9001 : 2015. Завод является членом ассоциации «Укрсудпром» и Европейской Бизнес Ассоциации.

— Благодаря вам в Николаевском морском порту была проведена серьезная трансформация его инфраструктуры: построены терминалы COFCO и Bunge, в четыре раза увеличен годовой объем перевалки. Когда вы стали владельцем «Океана», было много разговоров о том, что вы превратите территорию предприятия в порт. Есть ли у вас сегодня такие намерения?

— Нынешняя модель работы судостроительного завода не требует такого большого количества земли. А у нас ее 100 гектаров. Судостроение как ключевая компетенция завода сохранится, но мы будем искать более эффективный способ использовать территорию, ведь ее необходимо содержать, платить налог на землю. К примеру, сегодня не загружена достроечная набережная. Причал можно эксплуатировать как портовый. Это дополнительный сервис на территории судостроительного завода, который приносит прибыль, обеспечивает зарплаты и налоги. Рано или поздно «Океан» превратится в промышленно-производственный кластер, где будут сконцентрированы и судоремонтные мощности, и портовые, и промышленные. Потому что у нас есть собственная акватория, комфортные навигационные условия.

Например, сегодня мы как порт принимаем танкеры с битумом для нашего национального проекта «Большая стройка». Мы смогли обеспечить экологически безопасные условия и выиграли этот контракт у портов «Большой Одессы». Мы выстроили технологическую цепочку, когда танкер приходит и сливается непосредственно в автомобили, которые направляются прямиком на асфальтные заводы. На заводе они могут накопиться в большом количестве — не стоять на улицах города и безопасно перегружаться в промышленной зоне. У нас на территории можно организовать условия для специализированных комплексов по перевалке: от газовых хранилищ и зернохранилищ до накопителей жидких грузов в закрытых складах. Почему завод выгоден для любого логистического проекта? Обратите внимание, Николаевский регион — это место концентрации инвестиций в портовую отрасль. Это говорит о том, что логистика здесь качественней и дешевле, чем в любом другом порту Украины. А мы, «Океан», занимаем тут самое выгодное местоположение.

Александр Сивак, член Союза журналистов, издатель журнала «Судоходство»

СПРАВКА

На заводе «Океан» расположен единственный в Украине сухой док (360Х60х17м). Его размеры позволяют ремонтировать на предприятии суда таких габаритов, которые не способен принять ни один другой завод Украины. Завод также имеет уникальное крановое оборудование: 2 крана грузоподъемностью в 320 тонн, 4 — грузоподъемностью в 80 тонн.

Линия среднетоннажного судостроения позволяет строить и ремонтировать одновременно 6 судов. Завод «Океан» также имеет возможность изготавливать блоки и секции весом до 500 тонн. Замкнутый цикл производства позволяет ускорить сроки строительства и улучшить качество корпусных конструкций судна.