Украина занимает 6 место среди государств мира, как поставщик рабочей силы на морской рынок труда. Чтобы удержать позиции, страна должна усовершенствовать функции государственного регулирования в сфере мореплавания, приведя их в соответствие европейским стандартам. На практике процесс идет очень медленно, из-за чего рекрутинговому сегменту приходится сплачиваться, отстаивая право на полноценную деятельность
В 2014 году в Украине было создано Всеукраинское объединение крюинговых компаний (Ассоциация «ВОКК»). Ассоциация стала первой независимой добровольной организацией, объединившей компании, чья деятельность связана с трудоустройством украинских моряков для работы на судах под иностранным флагом. О проблемах украинского крюинга, деятельности ассоциации и планах на будущее журналу «Судоходство» рассказал генеральный директор ассоциации, капитан дальнего плавания Вячеслав Кисловский.
Вячеслав Георгиевич, расскажите, как возникла идея создать Ассоциацию?
До создания ВОКК в Украине существовали три профильные ассоциации, которые пытались координировать действия рекрутинговых компаний и морских тренажерных центров. Однако, в последние годы они практически утратили свою актуальность. С другой стороны, в законодательном поле начался пересмотр существующих положений, в части лицензирования компаний, предоставляющих посреднических услуги для моряков. К сожалению, не нашлось никого, кто бы решил отстаивать права крюингов. А ведь украинский морской рынок труда за последние 10 лет структурировался: мировые судоходные бренды открыли в Украине свои собственные агентства с европейскими стандартами. Позже появились более мелкие судоходные компании, которые тоже решили воспользоваться украинским рынком. В итоге назрела необходимость данный сегмент преобразовать. Так появилась Ассоциация ВОКК.
Кого объединяет ВОКК?
Сегодня ассоциация насчитывает порядка 45 членов. Это крюинги, морские тренажерные центры, профильные вузы, юристы, адвокаты, общественные организации, банки, travel компании, медиа. Но дело не в количестве членов, а в том, как к Ассоциации относятся, в частности, в правительстве. Когда возникли первые сложности с лицензированием, мы увидели, что государство не упростит, а наоборот, усложнит систему найма моряков на иностранные суда и потому начали бить в набат, призывая консолидироваться. Благодаря общим усилиям и активной позиции, сегодня мы достигли серьезных подвижек в сегменте украинского рекрутинга.
Какие цели и задачи поставила перед собой созданная Ассоциация?
Наша главная миссия – реструктуризировать украинский сегмент найма моряков, адаптируя его к мировой системе морского рекрутинга. Одна из первых целей, которую мы поставили перед собой — упрощение лицензирования и контроля за лицензиатами. Однако не все крюинги тогда поддержали инициативу, аргументируя тем, что отмена лицензирования — равно конец украинскому крюингу, и вообще, в мировом судоходстве немедленно настанет кризис. Тем не менее, есть значительное количество участников рынка, которые понимают проблему и подключились к ее решению. Упрощение условий выдачи паспорта моряка и отмена его согласования службой безопасности – еще одно изменение, которого мы добились. Моряку приходилось ждать документ по три месяца, в то время как загранпаспорт можно было за неделю получить! Мы проделали сложнейшую работу, но таки заставили чиновников пересмотреть правила получения документа. С гордостью скажу: это ноу-хау ВОКК, реальная победа, которую мы одержали.
Задача рекрутинговых компаний – обеспечить моряка достойной работой. Насколько сложно дается эта миссия украинским морским агентствам?
Нелегко, но де-факто она реализуется. И чем больше мы об этом говорим, чем больше «выходим» на экраны, тем более информированной становится общественность. Вернусь к тому, что мы, как Ассоциация, считаем своим долгом защищать украинский рекрутинговый рынок. Мы должны понимать, что международный судоходный рынок работает в соответствии с мировыми стандартами, выработанными на основе Сводной Конвенции по морскому труду (MLC-2006), соответственно, государство должно поддерживать украинские крюинги, которые взяли курс на выполнение этих стандартов. Но на практике мы видим ужесточение требований, в том числе лицензионных. Крюинги должны работать по заявительному принципу, а все претензии к их работе — через судовые инстанции, а не через Министерство социальной политики, которые через свои законодательные инициативы регулируют менее 1% реального рынка. Именно так работает крюинг в той же Румынии, Болгарии.
Ассоциация совместно с другими организациями добилась отмены принятия законопроекта № 6275. Какие требования, указанные в документе, несут сложности для рекрутинговых компаний?
Для системных компаний законопроект не страшен, неудобства он может создать малым агентствам. Например, требование относительно статуса «жилое», «нежилое» помещение, наличие юридической службы в фирме, обязательная отчетность в МИДе — в этом нет никого смысла и рационального зерна. Государство, пытаясь выполнить требования ЕС в части борьбы с торговлей людьми, уравнивает всех трудовых мигрантов под одну гребенку, совершенно не понимая, что такое морской рекрутинг. Получается, вместо того, чтобы решать глобальные проблемы моряков, мы тратим энергию и силы на совершенно ненужные вещи.
Фискальная служба требует от моряков декларировать свои доходы, обещая предпринимать жесткие меры к тем, кто будет уклоняться от выполнения требований. К чему это может привести?
Проблема в первую очередь касается моряка, но она «ударит» и по крюингам. Каким образом? Моряк будет искать другие способы уйти в море. В итоге вновь расцветет «черный» рынок и сегодняшние усилия по борьбе с мошенничеством просто нивелируются.
В Прибалтике, к примеру, принят закон о налогообложении, согласно которому моряки платят социальный налог:
- 100 долларов – рядовой состав
- 200 – комсостав.
Можете не сомневаться, если имплементировать эту систему налогообложения в Украине, все моряки будут исправно платить налоги. Размер налога, который сегодня обязан платить моряк в Украине, можно приравнять к зарплате учителя, но при этом государство никаких расходов по трудоустройству не несет, а значит, он совершенно не оправдан!
Каким Вам, в целом, видится будущее украинских моряков?
Украинские моряки сильные, они выживут даже в самых сложных условиях. Другие риски появились. В первую очередь это касается проблемы потери качества подготовки моряка, что, отрицательно скажется на отношении судоходных компаний к украинскому рынку. Моряки – это зеркальное отражение того, что происходит в стране. Если в стране отсутствует государственная поддержка системы образования, то это рано или поздно скажется на качестве базовой подготовки. О чем можно говорить, если в специализированных вузах заработная плата профессора за год меньше, чем зарплата выпускника на один месяц работы в море! Качество образования неуклонно снижается, в тоже время профессия остается самой востребованной среди населения. Моряк будет стремиться уйти в рейс, используя продажные пакеты документов. Но вы же понимаете, если он выйдет в море неподготовленным — он пропал…
Вячеслав Георгиевич, поделитесь планами Ассоциации на ближайшее будущее?
В данное время проводим переговоры по созданию конфедерации с Украинским морским союзом. Я считаю, что это правильный ход, так как в итоге получим концентрацию силы и расширение возможностей, таким образом мы сможем более эффективно работать. Параллельно работаем над воплощением в жизнь масштабного проекта – создание Морской палаты Украины. Наша цель – создать авторитетную организацию, с которой наше правительство будет согласовывать нововведения в морском сегменте Украины. Если говорить прямо, в этой отрасли сейчас полный хаос. Настало время прийти к какому-то общему знаменателю и создать один авторитетный орган, как это мы видим на примере Европейских стран.
Автор: Лариса Ерошкина