Верховная Рада Украины вновь обещает вернуться к рассмотрению законопроекта о внутреннем водном транспорте, принятия которого отрасль, прямо скажем, заждалась. В чем же суть и содержание законопроекта, который может определить функционирование значительной части транспортной отрасли такой большой страны, как Украина, – и, быть может, поспособствует привлечению инвестиций и в эту, пока не весьма перспективную, сферу?
Авторы проекта (а это целая группа депутатов Верховной Рады) акцентируют внимание на том, что отсутствие базового закона, регулирующего функционирование внутреннего водного транспорта, негативно влияет на развитие отрасли. Процессы развития водных путей происходят обособленно, на основе многоотраслевы х законов, без учета особенностей отрасли внутреннего водного транспорта. А отсутствие правовой базы функциониров ания данной сферы в стране с такой крупной судоходной рекой, как Днепр, не позволяет обеспечить развитие и конкурентоспособность украинского речного транспортного комплекса.
И эта, по сути, конституция водного транспорта Украины вот уже почти год «мытарствует» по кабинетам и долгим ящикам Верховной Рады и ее комитетов.
***
В законопроекте №2475а «О внутреннем водном транспорте» определяются: основные принципы функционирования речной транспортной отрасли, эксплуатации и содержания внутренних водных путей, организации судоходства на речных путях, правила и условия перевозки грузов по реке, принципы строительства и эксплуатации гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения безопасности судоходства, режим пребывания судна у причалов и в операционной акватории; вопросы навигационно-гидрографического обеспечения судоходства, регулирования уровня воды на внутренних водных путях, допуска судов, обеспечения лоцманских услуг; технические и документальные требования к судам и экипажам, условия регистрации и классификации плавсредств, а также принципы государственного надзора за данной отраслью.
Конечно, ГЧП!
Экономическая «направленность» документа вырисовывается уже его в целях и заданиях, среди которых – содействие интеграции внутреннего водного транспорта в мультимодальные логистические сети Украины, содействие развитию конкурентного рынка услуг в данной сфере, управление государственным имуществом, осуществление госнадзора в сфере внутреннего водного транспорта, реализация тарифной, инновационной и инвестиционной политики.
К слову, об инвестициях. Как и в случае с национальной портовой отраслью, законодатели говорят о стимулировании частных инвестиций. Согласно данному проекту, приоритетными направлениями работы для привлечения инвестиций, в частности, являются строительство объектов транспортной инфраструктуры, в соответствии с современными мировыми стандартами, а также модернизация стратегических объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта. Инвестирование и компенсация инвестиций осуществляется на основании договоров концессии, договоров совместной деятельности (да, это тоже в проекте есть!), аренды и иных видов инвестиционный деятельности.
Содержание и эксплуатация речных водных путей, а также строительство, реконструкция, модернизация и ремонт стратегических объектов транспортной инфраструктуры осуществляется за счет Государственного бюджета Украины, речного сбора и иных средств, не запрещенных законодательством.
При этом объекты инфраструктуры внутреннего водного транспорта, предназначенные для предоставления услуг речным портом (терминалом), за исключением стратегических, могут находиться в любой форме собственности.
Администрация «по образу и подобию»
Проект №2475а предусматривает создание Администрации речных водных путей Украины, которая в установленном законом порядке должна будет использовать и содержать речные водные пути и стратегические объекты инфраструктуры. В числе ее основных направлений работы – взимание и целевое использование речного сбора, навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства по рекам, обеспечение функционирования речной информационной службы и т.д. В компетенции администрации – выполнение работ и предоставление платных услуг, связанных с проведением дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, содержанием и эксплуатацией причальных сооружений, буксированием судов и плавучих объектов, предотвращением загрязнений и ликвидацией последствий загрязнений речных водных путей.
Содержание Администрации осуществляется за счет средств (внимание!) речного сбора (плюс, естественно, «иных источников, не запрещенных законодательством»).
Также обязательным, в случае принятие законопроекта №2475а, является создание Реестра объектов инфраструктуры внутреннего водного транспорта. В нем должна содержаться информация о речных портах (терминалах) и их обособленных подразделениях (адреса, технические характеристики операционных акваторий, подходных каналов, причальных сооружений, мест отстоя, безопасных судоходных маршрутов, габаритов судового хода, мест бункеровки, навигационного периода и пр.).
«Круги ада»
Глядя на то, как этот законопроект пытался пробиться на рассмотрение парламентариями, хочется назвать его многострадальным. Первая версия документа, подготовленная депутатами Борисом Козырем и Игорем Кононенко, была подана в Верховную Раду и передана в комитеты в начале августа 2015 года. Проект вызвал довольно живую реакцию как в отрасли, так и в самом парламенте. Причем настолько живую, что вскоре появились два альтернативных законопроекта: №2475а-1 депутатов А.Данченко, В.Романюка, Р.Семенухи и П.Костенко, а также №2475а-2 – депутатов Я.Дубневича, В.Корчика и Ю.Шаповалова. Различия полагались в ряде основных моментов, касающихся регулирования отрасли, а также таких «суперфакторов», как речной сбор (смотрим ниже). Разногласия вышли такими, что единым компромиссом, которого смогли достичь, стало решение (в сентябре 2015 года) о том, что все законопроекты будут отозваны для доработки, а в результате на рассмотрение парламента будет представлен обобщенный единый законопроект о внутреннем водном транспорте, учитывающий особенности и преимущества всех предыдущих документов. Таковой появился в ноябре того же года и тогда же, естественно, был передан в парламентские комитеты. Инициаторами значились уже восемь депутатов – Борис Козырь, Игорь Кононенко, Ярослав Дубневич, Александр Данченко, Максим Бурбак, Игорь Диденко, Александр Урбанский и Алексей Мушак.
В дальнейшем, начиная с декабря 2015 года, до середины июля с.г. законопроект №2475а восемь раз (!) вносился в повестку дня сессии Верховной Рады, но так ни разу и не был поставлен на голосование.
Речной сбор как камень преткновения
Одним из краеугольных камней не только законопроекта, но и в целом всеукраинской полемики о развитии внутреннего водного транспорта является, безусловно, речной сбор. Согласно 9-й статье законопроекта №2475а, он взимается за использование внутренних водных путей страны для перевозки грузов и пассажиров (с малых, спортивных и развлекательных судов речной сбор не взимается). Размер ставок устанавливает в единой европейской валюте (за исключением каботажных рейсов) национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере транспорта. Он зависит, в частности, от протяженности маршрута, объема перевозимого груза, количества контейнеров или пассажиров.
Интересный момент: законодатели предлагают освободить суда, осуществляющие перевозки внутренним водным транспортом в каботажных рейсах, и при этом уплатившие речной сбор (или освобожденные от него), от уплаты канального, корабельного, административного, маячного, санитарного и якорного сборов в морских портах и на морских водных путях. То же самое касается и судов, что осуществляют перевозки внутренним водным транспортом в международных рейсах (за исключением административного сбора).
Какова же цель аккумуляции речного сбора? По проекту, за счет этих средств будет осуществляться строительство, реконструкция, модернизация и ремонт стратегических объектов инфраструктуры, содержание администрации речных водных и речной информационной службы, формирование аварийного фонда, предоставление гидрологической и навигационно-гидрографической информации. При этом нецелевое использование собранных средств запрещается.
Ряд экспертов убеждены, что именно нерешенная проблема речного сбора и является причиной того, что законопроект до сих пор находится в «резерве». Противниками сбора являются не только ряд депутатов, но и «игроки» рынка, а именно – речные перевозчики (в Украине это как судоходные компании, так и зернотрейдеры, владеющие собственным флотом). К слову, весьма «говорящими» являются выводы компетентных сторон об этом документе. Если транспортный комитет парламента оценил проект позитивно, Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады – в целом позитивно (с предложением ряда поправок), то вывод комитета ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции был абсолютно «безрадостным», так как, по мнению членов комитета, в документе содержатся коррупциогенные факторы. Комитет отметил, что пользование речными водными путями в Украине и так является платным: опосредованно – в форме акцизного налога в цене нефтепродуктов, и непосредственно – в форме рентной платы за использование поверхностных вод для нужд водного транспорта. При этом, согласно законопроекту, речной сбор взимается не в пользу бюджета, а в пользу государственного учреждения. Таким образом, речной сбор, по мнению членов антикоррупционного комитета ВР, является скрытым налогом, к тому же – взимаемым с нарушением Налогового и Бюджетного Кодексов Украины. А значит – с целью устранения коррупциогенных факторов следует исключить речной сбор из перечня источников финансирования содержания речных водных путей, а также исключить соответствующие нормы из законопроекта.
***
Министерство инфраструктуры планирует обеспечить реку 30 миллионами тонн грузов в год. Об этом на брифинге сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, сообщает «Центр транспортных стратегий».
«Наша цель – выйти хотя бы на половину грузопотока, который был в начале 90-х годов. Тогда было порядка 60 млн тонн. Мы хотим выйти хотя бы на 30 млн тонн. Мы считаем, что это осуществимо, но это нельзя сделать за год или два. Нужно минимум пять-шесть лет», – заявил В.Омелян.
По данным Государственной службы статистики Украины, речные порты страны в 2015 году обработали менее 5 млн тонн грузов, что на 1,5% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года.
Кроме того, глава ведомства напомнил, что отрасль нуждается в принятии нового закона о водном транспорте.
Сергей Ляликов, «Судоходство»