«Путинская война» представляет угрозу для мировой продовольственной безопасности, взвыла недавно заместитель председателя Госдепа США Уэнди Шерман. «Путин создал этот продовольственный кризис. И он – единственный, кто может его остановить», – отметила она.
Как прошла посевная, чем живет аграрный бизнес в Украине в военное время, и какие взгляды на экспортный коллапс у аграриев читайте в статье.
Mykola Gorbachev
President of Ukrainian Grain Association
Что касается посевной в этом году, как она продвигалась по разным уголкам страны? Что удалось сделать, а с чем возникли сложности? Какие ожидания от урожая?
Понятно, что посевная на востоке и юге страны очень отличается от посевной в западных регионах Украины. Но, несмотря на сложности, мы продолжаем посев яровых зерновых и масличных. К концу апреля засеяно более чем 1 млн гектара подсолнечника, что, к сожалению, вдвое меньше прошлогодних темпов. Начали сев кукурузы: почти 500 тыс. гектара уже посеяно против 1,1 млн. в прошлом году, 820 тыс. га. Также ячменя – 820 тыс. га против прошлогодних 1,275 млн. га.
В целом мы ожидаем сокращения производства зерновых и масличных на 40-45% по сравнению с 2021 годом. Но даже с такими результатами Украине нужно найти пути экспорта около 30 млн. тонн нового урожая, и около 20 млн. тонн нынешнего.
Какой транспорт и логистические пути, с какими странами могут обеспечить необходимый экспорт продукции в современных условиях?
Бизнес очень адаптивная среда, поэтому уверен, что пути экспорта будут найдены. На сегодняшний день мы ведем экспорт зерна и масла по железной дороге в страны Европы, а оттуда можем перегружать через Европейские порты.
Какие последствия мирового масштаба вы видите, будет ли продовольственный кризис?
Безусловно, Украина является постоянным экспортером продовольственных товаров в мире, поэтому около 400 млн человек в мире испытывают рост цен на сельскохозяйственную продукцию, а некоторые страны дефицит и голод.
Oleg Klimenko
President of the Association of grain elevators of Ukraine
Какую поддержку ждет украинский аграрный бизнес от стран ЕС?
Великобритания уже приняла решение отменить имеющиеся квоты и обнулить пошлины на импорт из Украины – это касается как всех товаров нашего экспорта в эту страну, так и агропродукции в частности. Аналогичное предложение также на прошлой неделе озвучили и в ЕС, но окончательное решение еще предстоит принять консенсусом все страны-члены. Конечно, мы ждем этого.
Такая поддержка со стороны Евросоюза является лучшим шагом навстречу украинскому бизнесу, на который при других условиях нечего было и надеяться. Следующий шаг, который ожидает наш бизнес, это либерализация разрешительных процедур, более широкий доступ к логистической инфраструктуре ЕС, на которую мы рассчитываем, чтобы организовать экспорт в остальные страны мира, пока наши привычные пути поставок из-за войны остаются заблокированными.
Что происходит с элеваторами и мощностями агробизнеса на оккупированных и опасных территориях?
Многие предприятия хранения на тех территориях, где велись и сейчас ведутся активные боевые действия, частично разрушены или полностью уничтожены, как элеватор компании «Голден Агро» в городе Рубежное Луганской области, в результате ракетных или артиллерийских ударов врага. Из уцелевших предприятий решисты похищают зерно, транспорт или заставляют работать в своем правовом поле. То же касается и агробизнеса в целом. У фермеров забирают дизтопливо, сельхозтехнику, готовую продукцию. Есть факты, когда аграриев вынуждают выходить в поле, несмотря на опасность обстрелов, риски подорваться на минах. Примеры, когда сельхозпроизводители на захваченных территориях по собственной воле пошли бы на сотрудничество с оккупантами, мне неизвестны – если это и происходит, то только из-за угроз и принуждений.
Какую работу вы считаете необходимо сделать для национальной и мировой продовольственной безопасности?
Несмотря на все нашей национальной продовольственной безопасности в ситуации, какова она сейчас, никаких серьезных угроз нет. Конечно, объем отечественного агропроизводства уменьшится – в растениеводстве на треть, а по некоторым направлениям, возможно, и половину. Но даже при этом свои потребности в продовольствии мы обеспечим.
Что касается мировой продовольственной безопасности, то о ней должны беспокоиться не только мы, но и, собственно, сам мир тоже. Украина за последние десятилетия, в течение которых она вошла в пятерку ведущих мировых поставщиков зерна и масличных культур, доказала, что она является ответственным партнером. И угроза, возникшая сейчас для глобальной продовольственной безопасности, возникла отнюдь не из нашей вины. На Украину коварно и безосновательно напал внешний враг, которому мы уже третий месяц героически оказываем максимальное сопротивление. Насколько эффективно нам поможет побороть этого врага мир, тем быстрее он обезопасит себя от угроз продовольственной безопасности.
Alisher Tyazhin
CEO Kusto Agro
Как идет посевная компания? Ваши прогнозы урожайности зерновых в 2022 году. С чем возникли сложности и нехватка каких-либо ресурсов наблюдается в аграрных хозяйствах?
Мы разработали новый план по которому посевная продвигается нормально. Первоначально до войны приоритетной культурой в нем была кукуруза. Теперь кукурузу мы полностью исключили, оставили подсолнечник, сою и гречку. Подсолнечнику около 5000 га, сои примерно столько же и около 1500 га гречки, которой в довоенное время планировалось 500 га. Но этот вид сельскохозяйственной продукции будет пользоваться внутренним спросом и поэтому увеличили втрое площадь посева гречихи.
Прежде всего нам является целью обеспечить как внутренний спрос, так и продавать данные культуры сельского хозяйства на экспорт.
Сначала правильно сработал наш план закупок, наш департамент по коммерции. Посевной материал, СЗР (средства защиты растений), удобрения мы купили до войны (в середине осени, в начале войны).
Конкретно с какими проблемами с реализацией готовой продукции сейчас компания столкнулась?
Основная проблема – заблокированный Одесский порт, через который шел экспорт, а также Николаев. Потому мы начали переадресовывать наши грузы. Прежде кукурузу на Польшу, частично мы пробовали направления Румынии, Молдовы. Но порт Констанца в Румынии загружен, поэтому пока возникают трудности в поставках в эти страны. Мы имеем свою проблематику из-за логистического коллапса. Лучше всего было продавать через Польшу кукурузу, на что мы ориентируемся дальше.
Какие экспортные возможности вы видите?
На сегодняшний день максимум 600 тыс. тонн проходит по европейским направлениям: Польша, Румыния, Молдова. Будет ли в дальнейшем присоединен Латвийское направление, Балтика, Венгрия, Болгария – посмотрим. Ведь 600 тыс. это 10 процентов от того, что через себя перегружал Одесский порт и все одесские хабы. 6 млн. тонн в месяц и 600 тыс. тонн сейчас – это сложная картина по логистике.
Как другие страны участвуют в формировании логистических цепей?
На практике основной грузопоток — Польша, Румыния и в перспективе Балтийские страны и Болгария. Все пока достаточно сложно.
Будет ли реолокация маслоэкстракционных заводов с опасной территории?
Я думаю, что да. Но сам завод достаточно проблематично переместить. Возможна модернизация имеющихся мощностей. Расширение их с учетом чего-либо уже готового. Такое возможно именно на производстве масла, прежде всего – подсолнечного.
По Вашему мнению, как изменится мировой рынок, спрос на зерновые, индекс цен?
Я думаю, что мировой рынок будет идти по ценам в сторону увеличения. Потому что нет импорта украинской и российской продукции, которые давали основной объем пшеницы. Шел он в страны Африки и на Ближний Восток. Это приведет к росту цен. Пшеница уже 400 евро за тонну. Юго-Восточная Азия также подвержена большому спросу на пшеницу, которой не будет достаточно на рынке. Относительно других позиций. Кукуруза: внутри Украины будет наблюдаться падение цен. Где следует учесть большое количество переходного товарного остатка из прошлого урожая – около 12 млн. тонн. Мировой индекс цен будет естественно расти
Рапс, соя – очень привязаны к ценам на нефть, ценам на энергоносители, поэтому я вижу подорожание и продовольственный кризис.
Я бы хотел добавить от себя, что нам всем нужно заниматься фермерским делом в корпоративном масштабе. Пытаться работать в тех зонах, где это возможно. В принципе, мы несем продовольственно-пищевую безопасность Украины – и это правильно. Многим аграриям сейчас нужно думать даже больше не об экспорте, а как попытаться выращивать то, что всегда будет спрос внутри и, возможно, импорт в другие страны, например, в соотношении 70 на 30. Настраиваться на то, чтобы внутри страны было зерно и масло, что позволит не зависеть сейчас от кого-либо. С точки зрения геополитической – ситуация очень трудная и сложная. Нужно беречь себя и хранить холодную голову.
Разговор вела Марина Самсонова