Форум ЕТС 2019: в фокусе – цифровые технологии и будущие вызовы для моряков  

7-й международный форум «Образование, подготовка и трудоустройство моряков» (ЕТС) состоится 5-6 июня 2019 года в Одессе.

Организатором мероприятия выступает Национальный университет «Одесская морская академия». В интервью журналу «Судоходство» ректор вуза, д.т.н., профессор Михаил Миюсов рассказал о том, с чем связано активное внимание к форуму со стороны международного морского сообщества, какие ключевые вопросы внесены в программу конференции и как академия планирует отметить 75-летие.

 

– Михаил Валентинович, в 2018 году форум ЕТС собрал свыше 75-ти организаций и компаний из 20 стран мира. Какое количество участников ожидается в этом году?

– Ожидается, что в этом году количество участников форума будет больше, чем в 2018-ом. Мы связываем это с тем, что мероприятие проводится уже седьмой год подряд и стало традиционным, а также с предстоящим празднованием 75-летия академии.

В связи со столь значимой для вуза датой было принято решение объединить форум и празднование юбилея. Целый ряд гостей, которые приедут к нам на праздник, изъявили желание принять участие и в ЕТС. В их числе наши партнеры из морских учебных заведений Болгарии, Грузии, Казахстана, Нидерландов, Польши, Румынии, Турции, Филиппин и Швеции.

Кроме того, хорошей традицией стало то, что некоторые компании приурочивают свои мероприятия к форуму. Например, Anglo-Eastern Ship Management уже второй раз будет проводить накануне ЕТС свой семинар.

Также накануне форума, 3 июня, Профсоюз работников морского и речного транспорта Украины (ПРМТУ) будет проводить II Евроазиатский морской саммит, участники которого приглашены на наше мероприятие. 4 июня на базе академии семинар для моряков проведет Международная организация независимых владельцев танкеров INTERTANKO.

– Есть компании, которые впервые будут принимать участие в выставке?

– В первую очередь отмечу, что компания Transas, наш постоянный партнер, стала частью корпорации Wärtsilä (Финляндия), которая выступает генеральным партнером выставки. Генеральным партнером конференции является компания Kongsberg (Норвегия), а генеральным партнером форума в целом – Anglo-Eastern Ship Management (Гонконг). В числе новых участников – компании Antaeus Marine Travel Group (Греция), Solstad Offshore (Норвегия), ASP Crew Management Services (Сингапур), тренажерные центры Baltfortas и VINDA LT (Литва). Что касается конференции, то список участников постоянно обновляется. К примеру, в прошлые годы у нас были представители Бельгии, Дании, США, Швейцарии, Японии. В этом году представителей этих стран, по всей видимости, не будет, но зато будут специалисты из Казахстана, Румынии, Турции, Швеции, Филиппин, Финляндии. Уже традиционно в форуме участвуют представители Болгарии, Великобритании, Гонконга (Китай), Германии, Греции, Грузии, Индии, Италии, Кипра, Литвы, Нидерландов, Норвегии и Сингапура.

– С чем связано столь активное ежегодное внимание к форуму со стороны международного морского сообщества?

– Это связано с интересом к Украине, как к одному из ключевых поставщиков квалифицированных специалистов для международного судоходства. Мы сохраняем свои позиции, хотя заинтересованность в наших моряках меняется. Дело в том, что на сегодняшний день украинские моряки «стоят» уже дороже по сравнению с рабочей силой из Филиппин, Вьетнама, Малайзии, Индонезии и даже Турции. Безусловно, нельзя говорить о том, что выходцы из юго-восточной Азии менее профессиональны. Везде есть опытные и квалифицированные моряки, и, кроме того, многие судоходные компании инвестируют огромные деньги в подготовку кадров, в том числе и в свои собственные учебные заведения. Именно поэтому сегодня наблюдается серьезная конкуренция между странами. Многие страны, к примеру, Великобритания, Германия, Греция, Норвегия на государственном уровне существенно поддерживают морское образование. Украине, несмотря на то, что профильные учебные заведения практически не получают поддержки на развитие со стороны государства, удается конкурировать с ними.

Какие ключевые вопросы внесены в программу конференции ЕТС-2019?

– Название конференции – «Образование, подготовка и трудоустройство моряков», соответственно, этим направлениям мы и уделяем внимание ежегодно. Это вопросы, связанные с образованием, требованиями, предъявляемыми судоходными компаниями и международными организациями, а также пути их реализации в учебных заведениях.

Что касается практической подготовки, то здесь необходимо учитывать два аспекта. Первый – практическая подготовка на борту судна. В этом случае очень важно взаимодействие судоходных, крюинговых компаний и учебных заведений, с целью обеспечения соответствующего качества подготовки.

Второй аспект – это практическая подготовка в стенах учебного заведения. В этой связи для нас важно, что во всех наших мероприятиях принимают участие разработчики тренажерного оборудования и программного обеспечения. В частности, в этом году в форуме будут участвовать такие компании, как Kongsberg, Wartsila (Transas), VSTEP и Videotel. Стоит отметить, что они производят тренажеры и современное оборудование, обучающие программы, которые используются и на судах, и на берегу.

– Доклад управляющего директора компании Anglo-Eastern Ship Management г-на Pradeep Chawla будет посвящен управлению судоходством в эпоху цифровых технологий. Какие именно вопросы будут обсуждаться в рамках презентации?

– На сегодняшний день очень важным является уровень оснащения морских судов средствами автоматики. Многие технологические операции осуществляются с помощью компьютеров и логических контролеров, а значит актуальной является тема надежности и безопасности, в том числе кибербезопасности.

Если говорить о будущем, то в ближайшие годы мы увидим автономные суда, эксплуатируемые без экипажей. В этой связи возникает множество аспектов, касающихся процессов управления ими, взаимодействия с другими судами, заходов в порты и так далее.

В сфере рекрутинга цифровые информационные технологии также используются уже давно. Различные процедуры, связанные с трудоустройством, автоматизированы: зачастую моряку не нужно даже заходить в офис компании, так как подать документы, пройти тесты и собеседование можно онлайн. Кроме того, с помощью различных компьютерных приложений для моряков, последние имеют доступ к информации о наличии вакансий, времени прихода судна в определенный порт, предполагаемые замены и так далее. Одним словом, доклад обещает быть весьма информативным.

– Директор крюингового подразделения компании Columbia Shipmanagement г-н Norman Schmiedl будет говорить о вызовах для моряков будущего. Какие тенденции мы наблюдаем уже сегодня?

– Прежде всего хочу отметить, в 2018 году произошло объединение компаний Columbia Shipmanagement и Marlow Navigation, благодаря чему компания стала самой крупной рекрутинговой компанией в мире. Поэтому, я думаю, что г-ну Norman Schmiedl есть, о чем рассказать, в том числе и о том, каким он видит будущее трудоустройство моряков в условиях, когда судоходство очень сильно зависит от политики. К примеру, сегодня международное сообщество наблюдает за процессом переговоров США с Китаем по торговым пошлинам. От этого существенно зависит вся мировая торговля, объемы перевозок и какие типы судов будут более востребованными.

Говоря о будущем моряков, я бы хотел отметить также доклад представителя компании Anglo-Eastern Ship Management — директора по персоналу флота, г-на Soma Nair. Его доклад посвящен анализу конкурентоспособности, преимуществ и недостатков украинских моряков на международном рынке труда. Подчеркну, что это взгляд международной компании, на судах которой работают моряки из разных стран. Anglo-Eastern Ship Management высоко оценивает украинских моряков, поэтому уверен, присутствующим интересно будет услышать анализ успешности наших моряков по сравнению с другими национальностями.

– Михаил Валентинович, какие Ваши ожидания от ЕТС-2019?

– Из-за сложной политической обстановки в Украине на протяжении последних лет многие наши партнеры, в том числе представители судоходных компаний, опасаются ехать в Украину и берут откровенную паузу. Компаниям нужна стабильность, и инвестируя свои деньги они должны быть уверены, что через несколько лет эти инвестиции принесут соответствующий результат.

Форум ЕТС дает возможность показать, что Украина продолжает успешно готовить высококвалифицированные кадры для мирового морского флота, а имеющийся опыт сотрудничества со многими судоходными компаниями мира показывает весьма положительные результаты.

 

– Как международное морское сообщество оценивает вклад вуза в мировую морскую индустрию?

– В Одессе работает более 200 рекрутинговых компаний, с большинством из них академией заключены договоры. Такое количество агентств по трудоустройству моряков свидетельствует, прежде всего, о том, что нам доверяют, и что мировые судоходные компании заинтересованы в украинских моряках. Следует отметить, что показателем долговременных перспектив сотрудничества является не только предоставление курсантам мест для практической подготовки на борту, но и спонсорская помощь на приобретение нового оборудования и тренажеров, которая оказывается академии нашими партнерами. Среди них: V.Ships, MSC, OSM Maritime Group, MOL, Stolt Tankers, Stargate Maritime, Columbia Shipmanagement, Minerva Marine и другие. За счет гранта в размере 660 тысяч долларов, который академия получила в рамках инвестиционного проекта Международного совета морских работодателей (IMEC) и Профсоюза работников морского транспорта Украины, был закуплен полномасштабный тренажер машинного отделения производства компании Kongsberg Maritime (Норвегия), выполнен капитальный ремонт соответствующих помещений. Ведущие судоходные компании мира довольны нашими выпускниками, активный интерес к сотрудничеству проявляют новые компании. В частности, недавно у нас был представитель круизной компании Royal Caribbean – капитан одного из судов компании, наш выпускник. Они планируют запустить кадетскую программу, и первые наши курсанты уже получили возможность проходить практику на судах компании. Недавно заключены договоры с компаниями Minerva Marine, Crossworld Marine Services, Solstad Offshore и рядом других.

 

– В 2019 году НУ «ОМА» исполняется 75 лет. Какие мероприятия запланированы в рамках форума по случаю празднования даты?

– Первое – это, собственно, сам форум. Мы приглашаем всех моряков 5-6 июня посетить выставку на морском вокзале, где будут представлены морские учебные заведения, тренажерные центры, судоходные и крюинговые компании, компании-производители морских тренажеров, оборудования и программных продуктов. Параллельно с конференцией на выставке будут проводиться презентации, семинары и круглые столы для моряков.

7-го июня мы приглашаем в академию наших выпускников. В этот день планируем открыть несколько новых лабораторий и тренажеров, провести презентацию новой книги истории нашего вуза – «Летопись Одесской морской академии», торжественное собрание и встречу выпускников и гостей с ветеранами академии.

 

– Михаил Валентинович, благодарим за интервью и желаем НУ «ОМА» успехов и процветания!

Теги:

Читайте также

Создатели Recyship разработали технологию безопасного ресайклинга судов

Запуск переработки больших торговых судов в Испании и Франции по новым стандартам запланирован на 2019—2020 год. В соответствии с разработанной создателями испанского проекта Recyship комплексной...

Беспилотники несут угрозу судоходству

В последние годы беспилотники получили значительное распространение. Их технические характеристики постоянно совершенствуются: повышается прочность, грузоподъемность, радиус действия, в то время как цены на аппараты постоянно...

APM Terminals
Крупнейшие в мире тандем-подъемные краны установлены в терминале MedPort Tangier

В терминале «Медпорт», расположенном на Гибралтарском проливе, установлены три новых гигантских контейнерных крана, способных обрабатывать крупнейшие суда, которые теперь курсируют по транспортной полосе Азия /...

Комментарии