Сontainer tonnage market overview 1 half 2017. Part 2

Container business consolidation

The second quarter of 2017 and the beginning of the next one will be remembered by the players of the market not only by the launch of the new system of lines of enlarged alliances of carriers, but also by another round of consolidation of the container business.

In the period under review, the merger of Hapag-Lloyd and United Arab Shipping Company (UASC) was completed. The unification of 118 Hapag-Lloyd services with 45 services included in the UASC network should be completed by the end of the third quarter of this year. At the same time, the combined fleet of the united company will consist of 230 vessels with an average capacity of 6.84 thousand TEU, and the annual volume of transportation will exceed 10 million TEU.

In April, the agreement on the purchase of the Maersk Line of the German company Hamburg Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft KG and its brand Hamburg Süd was approved by the boards of directors of Maersk Line and Oetker Group.

The conversations, began in January this year and regularly refuted about the sale of OOCL finally came to the logical conclusion. As it was reported in the joint statement of COSCO Shipping Holdings Co. Ltd. (subsidiary of China COSCO Shipping Corporation Ltd.) and Shanghai International Port Group Co. Ltd. (SIPG), made at the very beginning of July, all holders of the shares of Orient Overseas International Limited (OOIL – owner of OOCL) were offered to redeem all shares of OOIL at a price of HKD 78.67 (totaling US $ 6.3 billion). As a result of the transaction, provided that all holders of OOIL shares sell them, COSCO Shipping Holdings will receive 90.1% of the company’s shares, the SIPG package will be 9.9%. After the merger, the operating fleet of the merged company will be 418 ships with a total capacity of 2.2 million TEU, and the order portfolio – 36 vessels with a total capacity of 698 thousand TEU. The combined company will have 11.5% of the existing capacity of the world container fleet. At the same time, after closing the deal, COSCO Shipping Lines and OOCL will continue to work under their own brand and will remain a member of the Ocean Alliance. The delisting of OOIL is not planned either. An important aspect of the transaction is the terminal business of both carriers, receiving a powerful impetus to increase the influence in a number of ports. At the same time, the price of $ 6.3 billion seems to be overestimated – taking into account its estimated value of $ 4.5 billion. Such a high overpayment (the sale price is set with a premium of 31% to the share price) testifies to the very strong desire of COSCO Shipping to acquire this asset, which is apparently a fundamental step in the implementation of the company’s ambitious plans. There is an opinion that COSCO Shipping will not rest with acquisition of OOCL, which takes the company to the third stage in the rank of world container carriers (from the sixth one – two years ago), but will do its best to reach the first position. To do so, COSCO Shipping, after OOCL, will have to absorb one more independent market player (for example, Pacific International Lines or Evergreen Line). Moreover, the company was interested in acquiring a recently offered for sale by the 24% stake of CMA CGM.

During the period under review, the new joint venture, NYK, MOL and K Line, named Ocean Network Express (ONE), has achieved almost all permits to comply with local competition laws in those regions and countries where it is necessary. The process of obtaining approval from the Republic of South Africa will end before the start of the new company, which is scheduled for April 1, 2018. JV ONE will operate a fleet of 240 ships with a total capacity of 1.42 million TEU – and will take the fifth place in the world market with a share of 6.9-7.5%. We add that the structure of the company-operator Ocean Network Express Pte. Ltd., headquartered in Singapore, will have five regional offices – Ocean Network Express (East Asia) Ltd., headquartered in Hong Kong, Ocean Network Express (Singapore) Ltd., headquartered in Singapore, Ocean Network Express (Europe) Ltd.”, headquartered in the United Kingdom, Ocean Network Express (North America) Ltd., headquartered in the United States and Ocean Network Express (Latin America) Ltd. with headquarters in Brazil. The holding company itself is registered in Japan.

According to some analysts, the deal between COSCO Shipping and OOCL could be the last in the current round of consolidation in the industry, and in the long term, the possibility remains only for smaller regional acquisitions. According to the forecasts of another part of analysts, the remaining small operators remained afloat, and are the most likely targets for the next wave of industry consolidation, i.e., the process is not yet complete. Moreover, the opinion is expressed that troubles may also come for CMA CGM, which in time may be pushed from the position of the key player of the Ocean Alliance (especially if COSCO Shipping, after taking over OOCL, will, for example, target PIL or Evergreen, as well as buy out the shares of CMA CGM itself).

In the market there are not many independent medium-sized carriers that control from 1.2% to 4.9% of the global capacity of the container fleet. Among them are Yang Ming, Evergreen, Hyundai Merchant Marine, Pacific International Lines (PIL) and Zim. In fact, these market players have two ways: either to be absorbed by larger competitors, or to find their own regional niche, so far uninteresting to super-powerful players. Analysts of Alphaliner consider the Singapore line of PIL to be the most likely candidate for the next takeover. Thus, taking into account the latest mergers and portfolio of orders for a new building, the share of the first seven players in the container market accounts for 75% of the world’s fleet capacity. And by 2020, no more than six or seven global container carriers will be present on the linear market, compared to 20 – a decade earlier. By 2025 the number of regional (niche) container carriers will decrease substantially.

It’s no secret that the wave of mergers and acquisitions that has literally covered the container industry recently is conditioned by the desire of carriers to reduce unit costs in conditions of increased competition due to the increase in the scale of operations. In addition to saving costs and synergies from mergers, only large players are able to find financing for the order of mega container carriers at a cost of one and a half hundred million US dollars. According to Fitch Ratings, mergers and acquisitions can have a greater healing effect on the market, in comparison with the usual alliances of container carriers. The fact is that alliances have much less ability to structure costs and manage the offered capacity on their services than informal companies.

Container turnover

A significant increase in the container turnover of key port terminals in the first quarter of 2017 prompted a review of their annual growth to 4.6%, compared to the previous forecasts of 2-3%. According to Alphaliner, based on data from more than 150 ports in the world in the first quarter of 2017, growth was 5.8%. At the same time, the bar in 6% exceeded the terminals of Africa, Southeast Asia, Latin America, North America, Northern Europe, and China, including Hong Kong. According to Alphaliner, out of the world’s thirty largest container ports, only six have reduced the volume of transshipment in the first quarter. For the first three months of this year the container turnover of China’s ports grew by 7.3%. The volume of transshipment through the ports of northern Europe grew by 6.6%. According to Japan Maritime Center, the total volume of traffic on the Asia-Europe route for three months was 3.81 million TEU, which is 5.2% more than a year ago. According to the report of Drewry Container Trades Statistics (CTS), in the first quarter of 2017 the volume of global container traffic exceeded 39.5 million TEU. Drewry also notes that the volume of traffic in the first quarter of the year is usually less than in the subsequent ones. The share of the first quarter on average is 23.4% of the annual volume, the second – 25%, and in the third and fourth – more than 25%.

According to preliminary data, the second quarter retained the momentum accumulated in the 1st one, as indicated by the container turnover figures of the world’s leading ports for the first half of this year. Thus, for 6 months traffic through the port of Shanghai amounted to 19.6 million TEU, which is 9.6% more than in the same period last year. Container turnover of the port of Hong Kong (China) in January-June-2017 increased by 10.8%, compared to the corresponding period of 2016 (up to 10.19 million TEU). Container turnover of the port of Rotterdam in the first half of the year increased by 9.3% to 6.7 million TEU. Accordingly, the annual growth in container traffic in 2017 may be adjusted further upwards, surpassing the 5.1% increase that occurred in 2014. This opinion is supported by the APL management, in particular, expecting acceleration of the market growth rates in the second half of the year and strong demand in the peak season, which traditionally falls on the third quarter. Very positive prospects for the growth of world trade and a higher growth rate of container turnover in 2017, compared with last year, are predicted by the ICTSI, operating 30 terminals in twenty countries.

At the same time, as noted by the participants of the TOC Europe Container Supply Chain forum held in Amsterdam, the main container ports of the world may face an investment crisis similar to that which caught up with linear carriers in recent years. In particular, analysts of Sea Intelligence Consulting warned that a large number of already commissioned and still under construction ultra-large container vessels (ULCV) with a capacity of 18-21 thousand TEU will force hub ports, in order to remain competitive, to enter the path of major investment projects, without which it is impossible to effectively handle such vessels, But – without any guarantee of profitability of the investments made. In each region there will be only several hub ports as transshipment centers, because of which the level of competition between ports and terminals will acquire fantastic proportions. As a result, some ports with large container capacities may remain without cargo.

Container turnover of some ports in the world in the first half of 2016 and 2017.

Port /

country

Container turnover 1st half of 2017,

Ths  TEU

Container turnover 1st half of 2016,

Ths  TEU

Change (+) (-),

2017/2016, %

Shanghai (PRC) 19600,0 17890,0 +9,6
Singapore 16150,0 15200,0 +6,3
Hong Kong (PRC) 10190,0 9160,0 +10,8
Rotterdam (Netherlands) 6700,0 6095,0 +9,9
Antwerp (Belgium) 5140,0 5047,5 +1,8
Los Angeles, USA) 4480,0 4130,0 +8,5
Long Beach (USA) 3450,0 3280,0 +5,2
Ports of the Russian Federation, incl.

The Baltic basin,

Far Eastern Basin

Azov-Black Sea basin

The Big Port of St. Petersburg

2260,0

1100,0

683,6

402,5

1960,0

1000,0

542,1

343,1

+15,3

+10,0

+26,1

+17,3

The Big Port of St. Petersburg 953,9 884,5 +7,8
Gdansk (Poland) 689,1 645,8 +6,7
Riga, Latvia) 208,1 182,5 +14,0
Tallinn (Estonia) 102,4 97,1 +5,5
Ports of Ukraine 293,6* 283,4* +3,6*
– Odessa STP (Ukraine) 252,6 229,9 +10,0
– Chernomorsk STP (Ukraine) 8,7 13,0 -33,1
– Yuzhny STP (Ukraine) 32,4 40,5 -20,0

* – without Chernomorsk STP                 Source: Sea News, PortNews, Infranews

 

The balance of supply and demand forecasts of market players

According to Alphaliner forecasts, shipments of container tonnage in 2017 will amount to 1.32 million TEU, while 700 thousand TEU can be scrapped. That is net increase of container fleet will be 620 thousand TEU or 3.1%. But this is in case of fulfilling both fundamental parts of the forecast. Meanwhile, according to marine analysts, 75 new container carriers with a total capacity of 540 thousand TEU were commissioned during the first half of the year, while about a hundred fleet units with a total capacity of 310 thousand TEU were used for scrap. That is, the forecast is lagging behind both shipments and the cutting of container ships for scrap. With regard to the second indicator, Affinity Research LLP analysts believe that the volume of container tonnage for scrap in 2017 will not exceed 650 thousand TEU. Therefore, it is possible that the net increase in container tonnage will be slightly higher than predicted (with full execution of the delivery schedule). Nevertheless, taking into account the significant growth rates of container transportation in the first half of 2017, it is very likely that this year the balance between supply and demand will be reached again. For the first time since 2011, this happened in the past 2016, as evidenced by the data of BIMCO / Clarksons. As the forecasts of these sources show, in order to maintain the balance of supply and demand in 2018, it is necessary that the growth of container traffic in this period is not less than 4%, which seems quite achievable. According to the revised IMF forecasts, the world economic growth this year will be 3.6%, compared with 3.1% in 2016, and in the next year – will increase to 3.7%, which should positively affect the market of container tonnage.

However, for the container industry is still too early to rest on its laurels. After all, there is still a huge imbalance of excess capacity, accumulated in previous years – and estimated at 20%. According to Alphaliner, with the launch of the new system of carrier alliances since April 1, 2017, the capacity of the container fleet involved in the services has increased by 5% in comparison with March, and the number of vessels by 4%. It is for this reason that a part of the container fleet – from 500 to 970 thousand TEU, or 2.3 – 4.8% of the current fleet – was constantly at bay for the 2nd quarter. AP Moller Maersk predicts that even in 2022 the tonnage supply in the world market of liner transportation will be about 23 million TEU, while the demand will not exceed 22 million TEU.

Representative deals on sales of container trucks for scrap in Q2 2017

Vessel name Construction year Deadweight/TEU Price
mln. USD USD/ LDT
FRONTIER 1987 13464 1,93 395
BOMAR RISSEN 1999 23028 2,79 356
OTTO 1999 25570 3,47 370
RAJIV GANDHI 1994 28965 2,49 300
JUIST TRADER 1998 34041 3,90 375
SANA 2000 41937 5,04 357
MSC ALICE 1988 43170 5,41 390
HYUNDAI FREEDOM 1996 68363 8,18 355
TSING MA BRIDGE 2002 71310 9,15 390
BOTSWANA 1998 81819 10,50 398
MOZAMBIQUE 1998 82275 11,14 398

Source: Intermodal

 

Dynamics of containerized tonnage for scrap in 2012-2017.

Period Number of containerships sold, units Total deadweight,

t

Average age, years
2012 г. 176 5030944 23,46
2013 г. 205 6788448 22,17
2014 г. 162 5433080 22,07
2015 г. 92 2821898 22,17
2016 г. 195 9000684 18,61
1st half 2017 94 3718165 20,64

Source: ALLIED Shipping Research

It is also believed that, at least until the end of this year, operators will not place new large orders for a container new building. The reason is a significant imbalance in supply and demand in the industry, which will continue for several more years, which will lead to a lack of demand for a new tonnage. In June, the global portfolio of orders for container tonnage consisted of 370 ships with a total carrying capacity of about 2.88 million TEU, which is only 14.1% of the current fleet. For comparison, in the peak season of 2007 the value of this indicator reached 64.2%. But the previous minimum was recorded in January 1999 and emounted 14.6%.

With respect to the so-called “peak season” traditionally falling on the third quarter, the opinions of the players of the market were divided. Some believe that since the beginning of the year the situation on the global market has improved noticeably, and this gives reason to expect stronger demand, compared to last year, in the upcoming peak season. On the other hand, for example, DB Schenker, believes that the peak season will be “ordinary”, with the traditional increase in demand for transportation during the period from the second half of July to the end of August. It is also noted that the problems of congestion in the ports of China, primarily in Shanghai, which began in April, are almost completely resolved – and are not expected to occur in the upcoming season of peak demand.

Similarly, opinions were divided on future freight rates. Some analysts do not see any prospects for a full market recovery in the next 18 months, i.e. up to 2019. For example, Fitch Ratings believes that a sustainable recovery in the container transportation market will be achieved only if a stable balance of supply and demand is achieved, which is not currently observed. At the same time, analysts from Changjiang Securities Co. unambiguously say that the massive shipments of mega container carriers have significantly delayed the recovery of the market, which for a few more years is awaiting hard times.

The other part (primarily from shipping circles), including the management of Maersk Line, NYK, MOL and K Line, are confident that their companies will significantly improve their financial performance this year. The same opinion is shared by Drewry analysts who believe that the growth of rates is inevitable – and this is the price that the market will have to pay for years of work at rates below the cost of services, which forced carriers to consolidate. If two years ago there were 16 linear operators operating on the backbone services in the direction of Asia-Northern Europe, now there are only nine (or eight, taking into account the absorption of OOCL). The same applies to another trunk-long tran-Pacific trader: as early as in January 2015, services were supported by more than twenty linear carriers, and now only by 16 (15, taking into account the takeover of OOCL).

The next six months will show which of the forecasts – optimistic or pessimistic – turned out to be more accurate…

Based on materials from the maritime periodicals

Tags:

Read also

Comments

Обзор рынка контейнерного тоннажа в 1-м полугодии 2017 года. Часть 2

Консолидация контейнерного бизнеса

Второй квартал 2017 года и начало следующего квартала запомнятся игрокам рынка не только началом работы новой системы линий укрупнившихся альянсов перевозчиков, но и очередным витком в консолидации контейнерного бизнеса.

В рассматриваемом периоде завершена сделка по слиянию «Hapag-Lloyd» и «United Arab Shipping Company» (UASC). Объединение 118 сервисов «Hapag-Lloyd» с 45 сервисами, входящими в сеть «UASC», должно быть завершено к концу 3-го квартала нынешнего года. При этом совокупный флот объединенной компании составит 230 судов средней вместимостью 6,84 тыс. TEU, а годовой объем перевозок – свыше 10 млн. TEU.

В апреле с. г. договор о покупке «Maersk Line» немецкой компании «Hamburg Südamerikanische Dampfschifffahrts-Gesellschaft KG» и ее брэнда «Hamburg Süd» были утверждены советами директоров «Maersk Line» и «Oetker Group».

Начавшиеся еще в январе с. г. и регулярно опровергаемые разговоры о продаже «OOCL» наконец пришли к своему логическому завершению. Как сообщается в сделанном самом начале июля совместном заявлении компаний «COSCO Shipping Holdings Co. Ltd.» (дочерней структуры «China COSCO Shipping Corporation Ltd.») и «Shanghai International Port Group Co. Ltd.» (SIPG), всем держателям акций «Orient Overseas International Limited» («OOIL» – владелец «OOCL») предложено выкупить все акции «OOIL» по цене 78,67 гонконгского доллара (всего 6,3 млрд долл. США).  В результате сделки – при условии, что все держатели акций «OOIL» их продадут», – «COSCO Shipping Holdings» получит 90,1% акций компании, пакет «SIPG» составит 9,9%. После слияния действующий флот объединенной компании составит 418 судов суммарной вместимостью 2,2 млн. TEU, а портфель заказов – 36 судов общей вместимостью 698 тыс. TEU. На долю объединенной компании придется 11,5% всей существующей вместимости мирового контейнерного флота. При этом после закрытия сделки «COSCO Shipping Lines» и «OOCL» продолжат работать каждый под своим брендом и сохранят членство в «Ocean Alliance». Не планируется и делистинг «OOIL». Важным аспектом сделки являются терминальный бизнес обоих перевозчиков, получающий мощный импульс к усилению влияния в ряде портов. В то же время цена в 6,3 млрд долларов представляется аналитикам завышенной – с учетом ее оценочной стоимости 4,5 млрд долларов. Столь высокая переплата (цена продажи установлена с премией 31% к цене акций) свидетельствует о весьма сильном стремлении «COSCO Shipping» приобрести данный актив, по всей видимости, являющийся принципиальной ступенькой на пути реализации амбициозных планов компании. Есть мнение, что «COSCO Shipping» не успокоится одним приобретением «OOCL», выводящим компанию на третью ступень в табели о рангах мировых контейнерных перевозчиков (с шестой – еще два года назад), а сделает все, чтобы выйти на первую позицию. Для этого «COSCO Shipping» будет достаточно поглотить вслед за «OOCL» еще кого-то из независимых игроков рынка (скажем, «Pacific International Lines» или «Evergreen Line»). Более того, компания заинтересовалась приобретением недавно выставленного на продажу 24%-м пакетом акций «CMA CGM».

В рассматриваемом периоде новая совместная компания «NYK», «MOL» и «K Line», получившая название «Ocean Network Express» (ONE), добилась практически всех разрешений, необходимых для соблюдения местных законов о конкуренции в тех регионах и странах, где это требуется (а процесс получения одобрения от Южно-Африканской Республики закончится до начала работы новой компании, которое намечено на 1 апреля 2018 года). СП «ONE» будет оперировать флотом из 240 судов общей вместимостью 1,42 млн TEU – и займет пятое место на мировом рынке с долей 6,9-7,5%. Добавим, что в структуру компании-оператора «Ocean Network Express Pte. Ltd.» со штаб-квартирой в Сингапуре будут входить пять региональных подразделений – «Ocean Network Express (East Asia) Ltd.» со штаб-квартирой в Гонконге, «Ocean Network Express (Singapore) Ltd.» со штаб-квартирой в Сингапуре, «Ocean Network Express (Europe) Ltd.» со штаб-квартирой в Великобритании, «Ocean Network Express (North America) Ltd.» со штаб-квартирой в США и «Ocean Network Express (Latin America) Ltd.» со штаб-квартирой в Бразилии. Сама же холдинговая компания зарегистрирована в Японии.

По мнению некоторых аналитиков, сделка между «COSCO Shipping» и «OOCL» может стать последней в текущем раунде консолидации в отрасли, и в перспективе сохраняется возможность лишь для менее масштабных региональных поглощений. По прогнозам другой части аналитиков, еще оставшиеся на плаву небольшие операторы оказались в непростом положении – и являются наиболее вероятными «мишенями» для следующей волны консолидации отрасли, т. е. процесс еще процесс не завершен. Более того, высказывается мнение, что смутные времена могут наступить и для «CMA CGM», которая со временем может быть потеснена с позиций ключевого игрока «Ocean Alliance» (особенно, если «COSCO Shipping» после поглощения «OOCL» приобретет еще к примеру, «PIL» или «Evergreen», а также выкупит выставленный на продажу пакет акций самой «CMA CGM»).

На рынке осталось не так много независимых перевозчиков среднего масштаба, контролирующих от 1,2% до 4,9% глобальной вместимости контейнерного флота. Среди них – «Yang Ming», «Evergreen», «Hyundai Merchant Marine», «Pacific International Lines» (PIL) и «Zim». По сути, у таких игроков рынка остаются два пути: или быть поглощенным более крупными конкурентами, или найти свою региональную нишу, пока что неинтересную супермощным игрокам. Аналитики «Alphaliner» считают сингапурскую линию «PIL» наиболее вероятным кандидатом на следующее поглощение. Таким образом, с учетом последних слияний и портфеля заказов на новострой, на долю первой семерки игроков контейнерного рынка приходится 75% мировой вместимости флота. А к 2020 году на линейном рынке будет присутствовать не более шести-семи глобальных контейнерных перевозчиков, по сравнению с двадцатью – десятилетием ранее. К 2025 г. существенно сократится и число региональных (нишевых) контейнерных перевозчиков.

Не секрет, что буквально накрывшая контейнерную отрасль в последнее время волна слияний и поглощений обусловлена стремлением перевозчиков сократить удельные затраты в условиях усилившейся конкуренции за счет увеличения масштаба операций. Помимо экономии затрат и синергетического эффекта от слияний, только крупные игроки способны изыскать финансирование для заказа мегаконтейнеровозов стоимостью за полторы сотни миллионов долларов США. По мнению «Fitch Ratings», слияния и поглощения способны оказать больший оздоровительный эффект на рынок, в сравнении с обычными альянсами контейнерных перевозчиков. Дело в том, что у альянсов гораздо меньшие возможности структурировать затраты и управлять предлагаемой вместимостью на своих сервисах, чем у неформально объединившихся компаний.

Контейнерооборот

Существенный объем увеличения контейнерооборота ключевых портовых терминалов в первом квартале 2017 г. побудил пересмотреть их годовой рост до 4,6%, по сравнению с предыдущими прогнозами, составлявшими  2-3%. По оценкам «Alphaliner», базирующихся на данных более чем 150 портов мира в первом квартале 2017 года, рост составил 5,8%.  При этом планку в 6% превысили терминалы Африки, ЮВА, Латинской Америки, Северной Америки, Северной Европы, а также Китая, включая Гонконг. По данным «Alphaliner», из тридцати крупнейших контейнерных портов мира лишь шесть снизили объемы перевалки в первом квартале. За первые три месяца с.г. контейнерооборот портов Китая вырос на 7,3%. Объемы перевалки через порты северной Европы выросли на 6,6%. Согласно данным «Japan Maritime Center», совокупный объем перевозок на маршруте Азия-Европа за три месяца составил 3,81 млн TEU, что на 5,2% больше, чем годом ранее. Как следует из отчета «Drewry» «Container Trades Statistics» (CTS), в первом квартале 2017 года объем глобальных контейнерных перевозок превысил 39,5 млн TEU. В «Drewry» также отмечают, что объемы перевозок в первом квартале года обычно меньше, чем в последующих. Доля первого квартала в среднем составляет 23,4% от годового объема, второго – 25%, а в третьем и четвертом – превышает 25%.

По предварительным данным второй квартал сохранил набранный в 1-м импульс, о чем свидетельствуют цифры контейнерооборота ведущих портов мира за первое полугодие текущего года. Так, за 6 месяцев трафик через порт Шанхай составил 19,6 млн TEU, что на 9,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Контейнерооборот порта Гонконг (Китай) за январь—июнь-2017 вырос на 10,8%, в сравнении с показателем соответствующего периода 2016 года (до 10,19 млн TEU). Контейнерооборот порта Роттердам в 1-м полугодии увеличился на 9,3% – до 6,7 млн TEU. Соответственно, цифра годового роста объемов контейнерных перевозок в 2017 г. может корректироваться далее вверх, превзойдя увеличение в 5,1%, имевшее место в 2014 г. Такого же мнения придерживается, в частности, руководство компании «APL», ожидающее ускорения темпов роста рынка во втором полугодии и сильного спроса в пиковый сезон, который традиционно приходится на третий квартал. Весьма положительные перспективы для роста мировой торговли и более высокие темпы роста контейнерооборота в 2017 г.,  по сравнению с прошлым годом, видят и в компании «ICTSI», оперирующей 30 терминалами в двадцати странах мира.

В то же время, как отметили участники проходившего в Амстердаме форума «TOC Europe Container Supply Chain», основные контейнерные порты мира могут столкнуться с инвестиционным кризисом, подобным тому, который настиг линейных перевозчиков в последние годы.  В частности, аналитики «Sea Intelligence Consulting» предупредили, что большое число уже вошедших в эксплуатацию и еще строящихся ультра-больших контейнеровозов (ULCV) вместимостью 18 – 21 тыс. TEU вынудят хабовые порты, с целью сохранения конкурентоспособности, вступить на путь крупных инвестиционных проектов, без чего невозможно эффективно обрабатывать подобные суда. Но – без всякой гарантии рентабельности сделанных инвестиций. В каждом регионе останется лишь по нескольку хабовых портов, как центров трансшипмента, из-за чего уровень конкуренции между портами и терминалами приобретет просто фантастические масштабы.  В результате некоторые порты, имеющие большие контейнерные мощности, могут вообще остаться без грузов.

Контейнерооборот некоторых портов мира в 1-м полугодии 2016 и 2017 гг.

Порт /

страна
Контейнерооборот

1 п/г 2017 г.,

тыс. TEU
Контейнерооборот

1п/г 2016 г.,

тыс. TEU
Изменение (+) (-),

2017/2016, %
Шанхай (КНР) 19600,0 17890,0 +9,6
Сингапур 16150,0 15200,0 +6,3
Гонконг (КНР) 10190,0 9160,0 +10,8
Роттердам (Нидерланды) 6700,0 6095,0 +9,9
Антверпен (Бельгия) 5140,0 5047,5 +1,8
Лос-Анджелес (США) 4480,0 4130,0 +8,5
Лонг Бич (США) 3450,0 3280,0 +5,2
Порты РФ, в т.ч.

Балтийский бассейн,

Дальневосточный бассейн

Азово-Черноморский бассейн
2260,0

1100,0

683,6

402,5
1960,0

1000,0

542,1

343,1
+15,3

+10,0

+26,1

+17,3
Большой порт С. -Петербург 953,9 884,5 +7,8
Гданьск (Польша) 689,1 645,8 +6,7
Рига (Латвия) 208,1 182,5 +14,0
Таллинн (Эстония) 102,4 97,1 +5,5
Порты Украины 293,6* 283,4* +3,6*
— Одесский МТП (Украина) 252,6 229,9 +10,0
— Черноморский МТП (Украина) 8,7 13,0 -33,1
— Южный МТП (Украина) 32,4 40,5 -20,0

*-без Черноморского МРП                                 Источник: Sea News, PortNews, Infranews

 

Баланс спроса и предложения прогнозы игроков рынка

По прогнозам «Alphaliner», поставки контейнерного тоннажа в 2017 г. составят 1,32 млн TEU, в то время как на скрап может уйти 700 тыс. TEU. То есть нетто-прирост контейнерного флота составит 620 тыс. TEU или 3,1%. Но это – в случае выполнения обеих фундаментальных частей прогноза. Пока же, по данным морских аналитиков, в течение 1-го полугодия в строй вошли 75 новых контейнеровозов суммарной вместимостью 540 тыс. TEU, в то время как на скрап ушло около ста единиц флота общей вместимостью 310 тыс. TEU. То есть от прогноза отстают как поставки, так и разделка контейнеровозов на скрап. В отношении второго показателя аналитики «Affinity Research LLP» считают, что объемы разделки контейнерного тоннажа на металлолом в 2017 г. не превысят 650 тыс. TEU. Поэтому не исключено, что нетто-прирост контейнерного тоннажа будет немного выше, чем прогнозировалось (при полном исполнении графика поставок). Тем не менее, принимая во внимание существенные цифры роста объемов контейнерных перевозок в 1-м полугодии 2017 г., весьма похоже, что в нынешнем году вновь будет достигнут баланс между спросом и предложением. Впервые после 2011 года это произошло в минувшем 2016 г., о чем свидетельствую данные BIMCO/«Clarksons». Как показывают прогнозы этих же источников, для сохранения баланса спроса и предложения в 2018 году необходимо, чтобы рост объемов контейнерных перевозок в этом периоде был не менее 4%, что представляется вполне достижимым. По пересмотренным в сторону улучшения прогнозам МВФ, рост мировой экономики в текущем году составит 3,6%, по сравнению с 3,1% в 2016 г., а в следующем – увеличится до 3,7%, что должно благоприятно отразиться на рынке контейнерного тоннажа.

Однако контейнерной отрасли еще слишком рано почивать на лаврах. Ведь никуда не делся огромный дисбаланс избыточных перевозочных мощностей, накопленный в предыдущие годы – и оцениваемый на уровне 20%. По данным «Alphaliner, с запуском с 1 апреля 2017 года новой системы альянсов перевозчиков вместимость задействованного на сервисах контейнерного флота выросла, в сравнении с мартом, на 5%, а количество судов – на 4%. Именно по этой причине часть контейнерного флота – от 500 до 970 тыс.  TEU, или 2,3 – 4,8% действующего флота, – в течение 2-го квартала постоянно находилось на приколе. В  «AP Moller Maersk» прогнозируют, что даже в 2022 г. предложение тоннажа на мировом рынке линейных перевозок составит около 23 млн TEU, тогда как спрос не превысит 22 млн TEU.

Представительные сделки по продажам контейнеровозов на скрап во 2 квартале 2017 года

Название судна Год

постройки
Дедвейт/TEU Цена
млн. USD USD/ LDT
FRONTIER 1987 13464 1,93 395
BOMAR RISSEN 1999 23028 2,79 356
OTTO 1999 25570 3,47 370
RAJIV GANDHI 1994 28965 2,49 300
JUIST TRADER 1998 34041 3,90 375
SANA 2000 41937 5,04 357
MSC ALICE 1988 43170 5,41 390
HYUNDAI FREEDOM 1996 68363 8,18 355
TSING MA BRIDGE 2002 71310 9,15 390
BOTSWANA 1998 81819 10,50 398
MOZAMBIQUE 1998 82275 11,14 398

Источник: Intermodal

 

Динамика разделки контейнерного тоннажа на скрап в 2012—2017 гг.

Период Число проданных контейнеровозов, ед. Суммарный дедвейт,

т
Средний возраст, лет
2012 г. 176 5030944 23,46
2013 г. 205 6788448 22,17
2014 г. 162 5433080 22,07
2015 г. 92 2821898 22,17
2016 г. 195 9000684 18,61
1 п/г 2017 г. 94 3718165 20,64

Источник: ALLIED Shipping Research

 

Считается также, что, как минимум, до конца нынешнего года операторы не будут размещать новых крупных заказов на контейнерный новострой. Причина – существенный дисбаланс спроса и предложения в индустрии, который сохранится еще несколько лет, что обусловит отсутствие спроса на новый тоннаж. В июне мировой портфель заказов на контейнерный тоннаж состоял из 370 судов общей провозной способностью около 2,88 млн TEU, что составляет всего 14,1% от действующего флота. Для сравнения, в пиковый сезон 2007 г. значение этого показателя достигало 64,2%. А вот предыдущий минимум был зафиксирован в январе 1999 г. и составлял 14,6%.

В отношении традиционно приходящегося на третий квартал так называемого «пикового сезона» мнения «игроков» рынка разделились. Одни считают, что с начала года ситуация на глобальном рынке заметно улучшилась, и это дает основания рассчитывать на более сильный спрос, по сравнению с прошлым годом, в предстоящем пиковом сезоне. С другой стороны, к примеру, в «DB Schenker», считают, что пиковый сезон будет «обычным», с традиционным увеличением спроса на перевозки в период со второй половины июля до конца августа. Здесь также отмечают, что проблемы заторов в портах Китая, прежде всего, в Шанхае, начавшиеся в апреле, почти полностью решены – и не ожидается их возникновения в предстоящем сезоне пикового спроса.

Точно также мнения разделились и в отношении будущих фрахтовых ставок. Часть аналитиков не видит перспектив для полного восстановления рынка в ближайшие 18 месяцев, т.е. вплоть до 2019 г. Например, в «Fitch Ratings» считают, что устойчивое восстановление на рынке контейнерных перевозок будет достигнуто только в случае достижения устойчивой сбалансированности спроса и предложения, чего не наблюдается в настоящее время. При этом аналитики из «Changjiang Securities Co.» без обиняков говорят о том, что массированные поставки мега контейнеровозов существенно задержали восстановление рынка, который еще несколько ближайших лет ожидают тяжелые времена.

Другая же часть (в первую очередь из судоходных кругов), включая руководство «Maersk Line», «NYK», «MOL» и «K Line», уверены, что их компании существенно улучшат свои финансовые показатели уже в нынешнем году. Такого же мнения придерживаются и аналитики «Drewry», считающие, что рост ставок неизбежен – и это цена, которую рынку придется заплатить за годы работы по ставкам ниже себестоимости услуг, заставившие перевозчиков консолидироваться. Если два года назад на магистральных сервисах в направлении Азия – Северная Европа работали 16 линейных операторов, то сейчас – только девять (а с учетом поглощения «OOCL» – вообще восемь). То же самое относится к еще одному магистральному транстихоокеанскому трейду: еще в январе 2015 г. сервисы поддерживали более двадцати линейных перевозчиков, а сейчас – только 16 (15, с учетом поглощения «OOCL»).

Уже ближайшие полгода покажут какой из прогнозов – оптимистичный либо пессимистичный – оказался точнее…

По материалам морской периодики

Теги:

Читайте также

Практика «черных списков»

Для экипажей уже давно не секрет, что в морской отрасли существует неофициальная практика занесения в черный список, существование которого, зачастую, скрывается. Агентства по найму ведут...

«Современный аэропорт в Одессе — безусловный приоритет правительства и местной власти», — Владимир Омельян

3 мая 2018 Министр инфраструктуры Украины Владимир Омельян находится с рабочей поездкой в Одесской области. Программой визита предусмотрено совещание с Председателем Одесской ОГА Максимом Степановым,...

«Принцесса Днепра» открыла круизную навигацию-2018 в Одесском порту

Утром 18 мая у причала одесского морвокзала пришвартовался пассажирский теплоход «Принцесса Днепра», типа «река-море». Судно пришло из Вилково с 75 туристами на борту (граждане Швейцарии,...

Комментарии