Overview of container tonnage market in the 3rd quarter of 2017 (part 1)

Time-charter market

Unlike the previous quarter, in the third quarter of 2017 there were no sharp changes in the market of time-charter tonnage, as evidenced by the relatively stable dynamics of the main freight indexes. Thus, BRAEMAR BOX INDEX in the period under review increased from 56.1 to 59.8 points, or 6.6%, HOWE ROBINSON INDEX – from 541 to 634 points or 17.2%, HARPER PETERSEN INDEX – from 440 to 514 points or by 16.8%. But the smallest increase in the third quarter showed the ConTex index calculated by the Hamburg brokers, which increased from 384 to 400 points (+ 4.2%).

At the same time, the annual time-charter rates for feeder containerships with capacity of 1100 TEU increased by 210 USD / day or 3.3%, and 1700 TEU – at 689 USD / day or 9.4%. For container ships with capacity of 2500 TEU, the rates remained at the same level, 2700 TEU – increased by 198 USD / day or 2.2%, and 3500 TEU, on the contrary, decreased by 210 USD / day or 2.4%. And only for container ships with capacity of 4250 TEU, the increase in rates in the third quarter was a solid 1417 USD / day or 18.7%.

An even greater variety of time-charter rates is observed on an annual basis. If for containerships with capacity of 4250 TEU compared to the end of September last year, the rates increased by 4351 USD / day or almost twice, for vessels with capacity of 1100 TEU they lost about 100 USD / day. The larger feeder containerships with capacity of 1700 TEU increased the rates by 1188 USD / day or 17.5%, while for vessels with capacity of 2500-3500 TEU, the rates increased by 3000-3300 USD / day or more than a half times. Thus, it can be stated that the market of time-charter container tonnage in the third quarter of 2017 was dominated by a slight upward trend, which allowed to keep rates for container ships with capacity of 2500-4250 TEU at a level that is one and a half to two times higher than that of the similar one the last year.

At the same time, a relatively small difference in the daily earnings of containerships of various capacities, which did not exceed 2744 USD / day at the end of September, draws attention. This led to the fact that in terms of container capacity, container ships at 1100 TEU earned 6.0 USD / day, and 4250 TEU – only 2.11 USD / day, almost three times less. However, at the end of the 3rd quarter of last year, this skew was even more significant – 6.11 and 1.09 USD / day respectively.

As real leases of the period under consideration, we can quote the annual time charter of the container vessel Julie Delmes with capacity of 2207 TEU built in 2002, owned by Global Ship Lease. The charterer of this vessel at a rate of 7800 USD / day was the company CMA CGM.

In addition, CMA CGM took a Domaino container ship with capacity of 3,739 TEU built in 2001 for a duration of 8-11 months. The rate in this case was 8500 USD / day minus 3.5% commission to third parties. It is noteworthy that in the previous charter from the company Nile Dutch Africa Line the rate was only 6000 USD / day (minus the commission of 5%). Another container belonging to Diana Containerships Pamina container with capacity of 5042 TEU built in 2005 was chartered by OOCL for a period of 7-12 months at a rate of 9500 USD / day (minus the commission of 3.75%).

Linear transportation

The rates of the linear tariffs in the 3rd quarter of 2017, unlike the time-charter ones, could not keep from falling, despite the coming season of peak demand for container shipments.

The composite SCFI index, calculated by the Shanghai Freight Exchange (SSE) for spot shipments, which at the beginning of July was 889.38 points, fell to 715.92 points or 19.5% by the end of September. At the same time, during the period under review, in the direction of Shanghai-North Europe, the rates fell from 969 to 714 USD / TEU (-26.3%), and in the Mediterranean – from 9.6 to 692 USD / TEU (-23.6%).

In the North American directions of transportation losses were not so significant. In the direction of Shanghai – East Coast of the USA spot rates fell from 2307 to 1991 USD / FEU (-13.7%), but on the West Coast of the USA they even grew slightly. Another difference between the North American destinations from transport to Northern Europe and the Mediterranean is that at the end of July, as a result of the introduction of most general lines of interest rate increases (GRI), rates here rose by 350-380 USD / FEU. However, during August-September, the rates began to decline rapidly, especially at East Coast of the USA.

Compared with the end of September 2016 this year, spot rates in the direction of Shanghai – Northern Europe turned out to be higher by only 15 USD / TEU or 2.1%, in the direction of Shanghai-Mediterranean the gap was much higher, amounting to 109 USD / TEU or 18.7%. At the same time spot rates in the direction of Shanghai – West Coast of the USA for the year decreased by 272 USD / FEU or 16.1%, and on the East Coast of the USA – 425 USD / FEU or 17,6%. Decrease in spot rates in the year-by-year context has affected the vast majority of other container shipments, for which the SCFI index is calculated.

The calculated by Drewry for the eight major container shipments the World Container Index (WCI) declined from 1550 to 1318 points or 15% during the third quarter. At the end of September 2017, this indicator was 6% lower than a year earlier. Recall that according to Drewry in early July WCI was 9% higher than in the same period a year earlier. The average value of the WCI index for the 9 months of 2017 was USD 1527 / FEU, which is 6.2% below the average for the five-year period, amounting to USD 1,628 / FEU.

Returning to the third quarter of 2017, we note that the WCI index for the direction of Shanghai – Rotterdam fell from 1936 to 1397 USD / FEU or 27.8%, and for the direction of Shanghai – New York – from 2405 to 1981 USD / FEU or by 17.6%. That is, both the level and dynamics of the SCFI and WCI indices in the 3 rd quarter of 2017 almost completely coincide.

Another calculated SSE container index – CSFI, which is based not on spot, but contract rates could not resist the fall in the third quarter of 2017. Composite index of СCFI during the considered period decreased from 851.59 to 803.25 points or by 5.7%, which indicates a more sluggish decrease in contract rates compared to spot prices.

For North European services, the CFI index decreased from 1114.14 to 1069.96 points or by 4%, and on the Mediterranean more significantly – from 1221.71 to 1045.16 points or by 14.5%. For North American services, the CFI index increased by 1.0-2.0% during the third quarter, due to the already mentioned GRI. Thanks to this, the average level of СCFI in the third quarter of 2017 was slightly higher than in the previous two quarters, in contrast to the SCFI index, which tended to decrease from quarter to quarter.

The announced increases in their tariffs in the framework of GRI, PSS, FAK or CS did not help much the container lines to keep rates in the 3rd quarter. The last Congestion Surface was introduced by the OOCL line for the ports of Antwerp and Rotterdam in response to the complication of container transportation by barges between these ports and Germany via inland waterways, which caused barge operators to set their mark-ups due to their delays.

In conclusion of this section, we note that in vaddition to the direction of Shanghai – the ports of Northern Europe / Mediterranean, spot rates in late September were lower than last year. A year ago, rates rose sharply due to the loud collapse of the South Korean Hanjin Shipping (the tonnage contract was reduced, and the consequences of excessively low rates came to a halt when the movement of hundreds of thousands of containers with cargo stopped).

This year, spot rates declined despite a rather high demand in the peak season, completely losing the upward momentum given to them a year earlier. This decrease is due to the active commissioning of a new container tonnage of large capacity against the backdrop of a mass closure of factories in China (as part of the environmental protection program). That is, the increase in supply outweighs the growth in demand, which does not allow the lines to increase their tariffs. All attempts made by the lines in the period under consideration under one or another pretext (GRI, PSS, FAK, etc.) to increase the rates did not give anything. In addition, accelerated sharply in the past two years, consolidation among linear carriers, as well as the cascade effect as a result of the commissioning of mega containerships on the main directions of traffic have led to tighter competition, which did not fail to affect the level of rates, causing even some market players to once again raise the thesis about the beginning of a new round of freight wars.

Economy of container transportations

The financial and economic performance of container lines in the third quarter of 2017 is currently only calculated and specified, and will be published no earlier than the second half of November. However, there were data on the performance of linear operators in the 2nd quarter, which became the best for the linear carriers in the last two years. According to preliminary estimates by Drewry, the operating margin for the linear container market in the second quarter was 4% in the second quarter, and CMA CGM, whose data was not included in this analysis due to late provision of materials, was 8.9%.

Only four of the 16 container lines included in the Drewry analysis showed losses for the first half of the year, compared to the 12th year earlier, mainly due to the improvement of the market situation. The worst result among the lines included in the Drewry analysis was the operating loss of Hyundai Merchant Marine (HMM) of $ 227 million. Analysts explain this by the fact that HMM in order to restore volumes lost due to financial problems, offering customers significant discounts. As a result, the volume of HMM shipments increased by 46% in the second quarter, and revenue for one transported container decreased by 6%, which entailed the aforementioned losses. In addition to HMM, losses in the second quarter were received by the Japanese MOL and the Taiwanese Yang Ming.

The world’s largest Maersk Line reported a profit of $ 339 million in the second quarter against a net loss of $ 151 million a year earlier. According to the results of the first half of the year, the volume of Maersk Line traffic amounted to 10.6 million TEU, 5.6% more than in the same period last year. Together with the improved freight market, this allowed us to increase revenues in comparison with the first half of last year by 15.5% to USD 11.6 billion, and net profit to USD 273 million against a loss of USD 114 million a year back. Speaking about the consequences of cyberattacks, which affected this July Maersk Line, APM Terminals and Damco, the management of the group noted that they will affect the results of the third quarter, reducing them by about 200-300 million US dollars.

In the second quarter of 2017, CMA CGM received operating income of $ 472 million, almost double the $ 1 million ($ 252 million) figure for the first quarter, not to mention a loss of $ 81 million, USD by the results of the second quarter of 2016. The high indicators of the second quarter of 2017 contributed to the increase in revenue by 57% to 5.55 billion USD, thanks to the growth in traffic volumes (+ 33%) and higher rates (+12, 5%). The level of operating profitability in the second quarter, as already noted, reached 8.9%, which is one of the highest values among all linear carriers. Included in the CMA CGM in June 2016, NOL received in the second quarter of this year operating profit of $ 137 million, which is a significant contribution to the overall results of the group.

The company HAPAG-LLOYD, encouraged by the significantly improved financial results in the second quarter of 2017, for the first time since November 2015 (the beginning of stock quotes on the stock exchange), was thinking about paying dividends.

The return to profitability allowed many liner carriers to return to shipbuilding programs. Among the orders made in the 3rd quarter of 2017 for new buildings, the contracts signed by MSC and CMA CGM for the construction of megacontainer ships with capacity of 22 thousand TEU are the most noteworthy.

Marine analysts also pay attention to the extremely high activity of the second-hand container tonnage market during the past period of 2017. For 9 months, in 2017, 218 container carriers with a total deadweight of 9.6 million tons and a total value of 1.5 billion dollars were replaced. For the entire 2016, these indicators were respectively: 113 ships, 4.4 million tons and 1.16 billion dollars. Among the main reasons for such a high activity a large number of sales of ships of the bankrupt Hanjin Shipping and the collapse of the German KG-financing system, which also put a lot of ships belonging to KGhouses on the market can be noted.

Recall that South Korean Hanjin Shipping, once the 7th largest container carrier in the world, at the end of August last year appealed to the courts of various jurisdictions to protect against arrests (initiating the bankruptcy procedure), and in February 2017 the Seoul court called it bankrupt. Currently, the claims of the company’s creditors are being satisfied, which amount to no less than 10.5 billion US dollars. At the same time, all the Hanjin Shipping property sold makes it possible to refund only 220 million US dollars, i.е. only 2 cents per 1 dollar of debts.

Service modernization

After the launch of the new service system in the modernized structure of alliances of container carriers from April 1 this year not so much time passed and the main efforts of the linear operators were still aimed at the formation and further debugging of the work of this system. Nevertheless, in the third quarter of 2017, there were many reports of steps being taken by the lines to improve the work of existing or launch new services. First of all, the capacity building of the leading container carriers in the South American region gets the attention. So, CMA CGM in late September and early October launched

the services SAFRAN and SIRIUS, connecting the eastern coast of South America with Northern Europe and the Mediterranean, respectively. The rotation of the ports of call on the SAFRAN service: Rotterdam – London – Hamburg – Antwerp – Le Havre – Algeciras – Santos – Paranagua – Buenos Aires – Montevideo – Itapoa – Paranagua – Santos –  Pesame – Tangier and on the SIRIUS service: Malta – Genoa – Barcelona – Valencia – Algeciras – El Salvador – Itagua – Santos – Itapoa – Buenos Aires – Rio Grande – Itajaia – Itapoa – Santos – Itagua – Tangier – Algeciras. Both services are launched within the framework of the CMA development strategy in the CMA CGM in the South American region. Approximately at the same time and with a very similar rotation of ports of call, MSC in cooperation with HAPAG-LLOYD announced the opening of a new joint service in the direction of Northern Europe – South America, which will operate nine container ships with capacity of 9000 TEU with 1,325 refrigerated outlets. This service provides for the following rotation of the ports of call: Rotterdam – London – Bremerhofen – Hamburg – Antwerp – Le Havre – Sines – Rio Sepetiba – Santos – Navegantes – Buenos Aires – Motuevideo – Rio Grande – Navegantes – Paranagua – Santos Rio Sepetiba – Salvador – Peso – Rotterdam. In HAPAG-LLOYD this route was called ECX Service, and MSC – NWC / SAEC Service.

The remaining changes on the line services in the period under review were of a local-regional nature. In the second half of August, CMA CGM launched a direct weekly Black Sea Med Express (BSME) service linking the ports of call in the Black and Aegean seas with Morocco and Algeria. Service rotation: Casablanca – Tangier – Annaba – Malta – Izmir – Ambarli – Constanta – Odessa. The service BSME involved four vessels with capacity of 1700 TEU.

In early September, Hapag-Lloyd launched a new weekly service North-Sea Baltic Service (NBS) with the following rotation of the ports of call: Rotterdam-Gdynia-St. Petersburg-Helsinki-Gdynia- Antwerp-Rotterdam. Two ice-class vessels with a capacity of 2,500 TEU each are put on the NBS.

At the very end of September, Arkas Line announced changes to the Marmara Russia Service (MRS) schedule. Taking into account the changes, the MRS service now has the following rotation of the ports of call: Mersin – Izmir – Limas – Marport – Novorossiysk. In addition, Arkas Line replaced the ships working on this service. Now it has two container ships with capacity of 2700 TEU.

It can also be noted that at the end of September the first vessel of the weekly service Intra Asia 1 (IA1), serviced by MCC Transport, a member of the Maersk group, was handled in Vladivostok. IA1 service connects the ports of Jakarta, Surabaya, Hong Kong, Shenzhen, Ningbo, Shanghai, Kvanyan, Busan and Vladivostok. On the line, six container ships with a maximum capacity of 2800 TEU are involved.

We also note that in connection with the celebration of the Independence Day of the People’s Republic of China in the first week of October and the stoppage of the whole production life for this reason, a number of flights were canceled or a certain number of flights registered in October this year were declared as blank. But how much it helped carriers to maintain the balance of supply and demand, will become clear only in the 4th quarter of this year.

Based on materials of marine periodicals

Read also

Comments

Обзор рынка контейнерного тоннажа в 3 квартале 2017 года (часть 1)

Тайм-чартерный рынок

В отличие от предыдущего квартала, в третьей четверти 2017 г. на рынке тайм-чартерного тоннажа не происходило резких перемен, о чем свидетельствует относительно стабильная динамика основных фрахтовых индексов. Так, BRAEMAR BOX INDEX в рассматриваемом периоде вырос с 56,1 до 59,8 пунктов или на 6,6%, HOWE ROBINSON INDEX – с 541 до 634 пунктов или на 17,2%, HARPER PETERSEN INDEX – с 440 до 514 пунктов или на 16,8%. Но самый маленький прирост в 3-м квартале показал рассчитываемый гамбургскими брокерами индекс ConTex, увеличившийся с 384 до 400 пунктов (+4,2%).

При этом ставки годичного тайм-чартера для фидерных контейнеровозов вместимостью 1100 TEU выросли на 210 USD/сут. или 3,3%, а 1700 TEU – на 689 USD/сут. или 9,4%. Для контейнеровозов вместимостью 2500 TEU ставки остались на прежнем уровне, 2700 TEU – выросли на 198 USD/сут. или 2,2%, а 3500 TEU, наоборот, снизились на 210 USD/сут. или 2,4%. И лишь для контейнеровозов вместимостью 4250 TEU прирост ставок в 3-м квартале составил солидные 1417 USD/сут. или 18,7%.

Еще больший разнобой тайм-чартерных ставок наблюдается в годовом разрезе. Если для контейнеровозов вместимостью 4250 TEU по сравнению с концом сентября минувшего года ставки выросли на 4351 USD/сут. или почти вдвое, то для судов вместимостью 1100 TEU они потеряли около 100 USD/сут. Более крупные фидерные контейнеровозы вместимостью 1700 TEU нарастили ставки на 1188 USD/сут., или 17,5%, в то время, как для судов вместимостью 2500—3500 TEU ставки увеличились на 3000—3300 USD/сут. или более, чем в полтора раза. Таким образом, можно констатировать, что на рынке тайм-чартерного контейнерного

тоннажа в 3-м квартале 2017 г. преобладал в целом небольшой повышательный тренд, позволивший удержать ставки для контейнеровозов вместимостью 2500—4250 TEU на уровне, в полтора-два раза превышающем показатели аналогичного периода минувшего года.

При этом обращает внимание относительно небольшая разница в суточном заработке контейнеровозов различной вместимости, не превышавшая в конце сентября 2744 USD/сут. Это привело к тому, что в пересчете на ячейку вместимости контейнеровозы в 1100 TEU зарабатывали 6,0 USD/сут., а 4250 TEU – всего 2,11 USD/сут., т.е. почти втрое меньше. Правда, в конце 3-го квартала минувшего года этот перекос был еще значительнее – 6,11 и 1,09 USD/сут. соответственно.

В качестве реальных отфрахтовок рассматриваемого периода можно привести годовой тайм-чартер контейнеровоза «Julie Delmes» вместимостью 2207 TEU постройки 2002 г., принадлежащего «Global Ship Lease». Фрахтователем данного судна по ставке 7800 USD/сут. выступила компания «CMA CGM».

Помимо этого, «CMA CGM» взяла в чартер продолжительностью 8-11 месяцев принадлежащий «Diana Containerships» контейнеровоз «Domingo» вместимостью 3739 TEU постройки 2001 г. В этом случае ставка составила 8500 USD/сут. минус 3,5% комиссии третьим лицам. Примечательно, что в предыдущем чартере у компании Nile Dutch Africa Line ставка составляла всего 6000 USD/сут. (минус комиссия 5%). Еще один принадлежащий «Diana Containerships» контейнеровоз «Pamina» вместимостью 5042 TEU постройки 2005 г. был зафрахтован компанией «OOCL» на период 7-12 месяцев по ставке 9500 USD/сут. (минус комиссия 3,75%).

Линейные перевозки

Ставки линейных тарифов в 3-м квартале 2017 г., в отличие от тайм-чартерных, не смогли удержаться от падения, несмотря на наступивший сезон пикового спроса на контейнерные перевозки.

 

Композитный индекс SCFI, рассчитывае мый Шанхайской фрахтовой биржей (SSE) для спотовых отправок, составлявший в начале июля 889,38 пункта, к концу сентября снизился до 715,92 пункта или на 19,5%. При этом в течение рассматриваемого периода в направлении Шанхай – Северная Европа ставки снизились с 969 до 714 USD/TEU (-26,3%), а на Средиземноморье – с 9,6 до 692 USD/TEU (-23,6%).

На Североамериканских направленияхперевозок потери были не столь значительны. В направлении Шанхай – Вост. поб. США спотовые ставки снизились с 2307 до 1991 USD/FEU (-13,7%), а вот на Зап. поб. США даже чуть выросли. Еще одним отличием Североамериканских направлений от перевозок на Северную Европу и Средиземноморье является то, что в конце июля в результате введенных большинством линий Генеральных повышений ставок (GRI) ставки здесь поднялись на 350-380 USD/FEU. Однако в течение августа—сентября ставки стали стремительно снижаться, особенно на Вост. поб. США.

По сравнению с концом сентября 2016 г., в нынешнем году спотовые ставки в направлении Шанхай – Сев. Европа оказались выше всего на 15 USD/TEU или 2,1%, в направлении Шанхай – Средиземноморье разрыв оказался гораздо больше, составив 109 USD/TEU или 18,7%. В то же время спотовые ставки в направлении Шанхай – Зап. поб. США за год снизились на 272 USD/FEU или 16,1%, а на Вост. поб. США — на  25 USD/FEU или 17,6%. Снижение спотовых ставок в годовом разрезе затронуло и подавляющее большинство других направлений контейнерных перевозок, для которых рассчитывается индекс SCFI.

Рассчитываемый «Drewry» для восьми основных направлений контейнерных перевозок World Container Index (WCI) в течение 3-го квартала снизился с 1550 до 1318 пунктов, или на 15%. В конце сентября 2017 г. этот показатель оказался на 6% ниже, чем годом ранее. Напомним, что, по данным «Drewry», еще в начале июля с. г. WCI был на 9% выше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Среднее значение индекса WCI за 9 месяцев 2017 г. составило 1527 USD/FEU, что на 6,2% ниже среднего значения за пятилетний период, составившего 1628 USD/FEU.

Возвращаясь к 3-му кварталу 2017 г., отметим, что индекс WCI для направления Шанхай – Роттердам снизился с 1936 до 1397 USD/FEU или на 27,8%, а для направления Шанхай – Нью-Йорк – с 2405 до 1981 USD/FEU, или на 17,6%. То есть, как уровень, так и динамика индексов SCFI и WCI в 3-м квартале 2017 г. практически полностью совпадают. Причем, как в целом, так и по отдельным направленииям перевозок.

Не смог удержаться от падения в 3-м квартале 2017 г. и еще один рассчитываемый SSE контейнерный индекс – СCFI, в основу которого положены уже не спотовые, а контрактные ставки. Композитный индекс СCFI в течение рассматриваемого периода снизился с 851,59 до 803,25 пункта, или на 5,7%, что свидетельствует о более пологом снижении контрактных ставок по сравнению со спотовыми.

 

Для Североевропейских сервисов индекс СCFI снизился с 1114,14 до 1069,96 пункта или на 4%, а на Средиземноморских более существенно – с 1221,71 до 1045,16 пункта, или на 14,5%. Для Североамериканских сервисов индекс СCFI в течение 3-го квартала вырос на 1,0-2,0%, что обусловлено уже упоминавшимся GRI. Благодаря этому и средний уровень СCFI в 3-м квартале 2017 г. оказался чуть выше, чем в двух предыдущих кварталах, в отличие от индекса SCFI, который от квартала к кварталу имел тенденцию к снижению.

Не сильно помогли контейнерным линиям удержать ставки в 3-м квартале и объявленные увеличения своих тарифов в рамках GRI, PSS, FAK или CS. Последняя надбавка (Congestion Surface) была введена линией OOCL для портов Антверпен и Роттердам в ответ на усложнение транспортировки контейнеров баржами между этими портами и Германией о внутренним водным путям, из-за чего баржевые операторы установили свои надбавки в связи с их задержками.

В завершение настоящего раздела отметим, что кроме направления Шанхай - порты Северной Европы/Средиземноморье, спотовые ставки в конце сентября оказались ниже прошлогодних. Год назад ставки резко выросли из-за громкого краха южнокорейской «Hanjin Shipping» (сократилось предложение тоннажа плюс пришло осознание последствий чрезмерно низких ставок, когда остановилось движение сотен тысяч контейнеров с грузом).

В этом году спотовые ставки снижались несмотря на достаточно высокий спрос в пиковый сезон, полностью утратив повышательный импульс, приданный им годом ранее. Это снижение обусловлено активным вводом в эксплуатацию нового контейнерного тоннажа большой вместимости на фоне массового закрытия фабрик в Китае (в рамках реализации программы по защите окружающей среды). То есть, прирост предложения перевешивает рост спроса, что не позволяет линиям повысить свои тарифы. Все предпринятые линиями в рассматриваемом периоде попытки под тем или иным предлогом (GRI, PSS, FAK и т.д.) увеличить ставки в итоге ничего не дали. Кроме того, резко ускорившаяся в последние два года консолидация среди линейных перевозчиков, а также каскадный эффект в результате ввода в строй мега контейнеровозов на магистральных направлениях перевозок привели к ужесточению конкуренции, что не преминуло сказаться на уровне ставок, заставив даже некоторых игроков рынка вновь поднять тезис о начале нового витка фрахтовых войн.

Экономика контейнерных перевозок

Финансово-экономические показатели работы контейнерных линий в 3-м квартале 2017 г. в настоящее время только подсчитываются и уточняются, а будут опубликованы не ранее второй половины ноября с. г. Зато появились данные о результатах работы линейных операторов во 2-м квартале, который для линейных

перевозчиков стал лучшим за последние два года. По предварительным оценкам «Drewry», операционная рентабельность в среднем по рынку линейных контейнерных перевозок составила во втором квартале 4%, а у «CMA CGM», данные по которой не вошли в этот анализ из-за позднего предоставления материалов — 8,9%.

Только четыре из 16-ти контейнерных линий, вошедших в анализ «Drewry», вновь показали убытки по итогам полугодия, по сравнению с 12-ю годом ранее чему в основном способствовало улучшение рыночной конъюнктуры. Худшим результатом среди линий, вошедших в анализ «Drewry», стали операционные убытки «Hyundai Merchant Marine» (HMM) в размере 227 млн. долл. США. Аналитики объясняют это тем, что HMM для того, чтобы восстановить объемы, потерянные из-за финансовых проблем, предложила клиентам значительные скидки. В итоге объемы перевозок «HMM» выросли во 2-ом квартале на 46%, а выручка за один перевезенный контейнер сократилась на 6%, что и повлекло за собой упомянутые убытки. Помимо «HMM», убытки по итогам 2-го квартала получили японская MOL и тайваньская «Yang Ming».

Крупнейшая в мире линия «Maersk Line» по итогам второго квартала получила прибыль в размере 339 млн долл., США против чистого убытка в 151 млн долл. США годом ранее. По итогам 1-го полугодия, объем перевозок «Maersk Line» составил 10,6 млн TEU, на 5,6% больше, чем в аналогичном периоде минувшего года. Вместе с улучшившейся фрахтовой конъюнктурой это позволило увеличить выручку в сравнении с 1-м полугодием прошлого года на 15,5% до 11,6 млрд долл. США, а чистую прибыль – до 273 млн долл. США, против убытка 114 млн долл. год назад. Говоря о последствиях кибератаки, затронувшей в июле с.г. «Maersk Line», «APM Terminals» и «Damco», в руководстве группы отметили, что они скажутся уже на результатах 3-го квартала, снизив их примерно на 200 – 300 млн. долл. США.

Компания «CMA CGM» получила во 2-м квартале 2017 г. операционную прибыль в размере 472 млн долл. США, что почти вдвое превышает аналогичный показатель 1-го квартала (252 млн USD), не говоря уже об убытках в размере 81 млн USD по итогам 2-го квартала 2016 г. Высоким показателям 2-го квартала 2017 г. способствовало увеличение объемов выручки на 57% до 5,55 млрд USD, благодаря росту объемов перевозок (+33%) и повышению ставок (+12,5%). Уровень операционной рентабельности во 2-м квартале, как уже отмечалось, достиг 8,9%, что является одним из наиболее высоких значений среди всех линейных перевозчиков. Вошедшая в состав «CMA CGM» в июне 2016 г. «NOL», получила во 2-м квартале с.г. операционную прибыль в размере 137 млн USD, что является весомым вкладом в общие итоги работы группы.

Компания «Hapag-Lloyd», обнадеженная значительно улучшившимися финансовыми результатами во 2-м квартале 2017 г., впервые с ноября 2015 г. (начало котировок акций на фондовой бирже) задумалась о выплате дивидендов.

Возврат к прибыльности позволил многим линейным перевозчикам вернуться к судостроительным программам. Среди сделанных в 3-м квартале 2017 г. заказов на новострой наиболее примечательными являются подписанные «MSC» и «CMA CGM» контракты на строительство мега-контейнеровозов вместимостью 22 тыс. TEU.

Морские аналитики обращают внимание и на чрезвычайно высокую активность рынка подержанного контейнерного тоннажа в течение прошедшего периода 2017 г. За 9 мес. 2017 г. своих владельцев сменило 218 контейнеровозов суммарным дедвейтом 9,6 млн т и общей стоимостью 1,5 млрд долл. США. За весь же 2016 г. эти показатели составляли соответственно: 113 судов, 4,4 млн т и 1,16 млрд долл. США. Среди главных причин столь высокой активности – большое число продаж судов обанкротившейся «Hanjin Shipping» и крах немецкой системы KG-финансирования, что также выбросило на рынок множество судов, принадлежавших KG-домам.

Напомним, что южнокорейская «Hanjin Shipping», некогда являвшаяся 7-м по величине контейнерным перевозчиком в мире, в самом конце августа минувшего года обратилась в суды различных юрисдикций о защите от арестов (положив начало процедуре банкротства), а уже в феврале 2017 г. сеульский суд признал ее банкротом. В настоящее время осуществляется удовлетворение исков кредиторов компании, которые составляют ни много, ни мало 10,5 млрд долл. США. В то же время, все проданное имущество «Hanjin Shipping» позволяет возместить лишь 220 млн долл. США, т.е. всего 2 цента на 1 доллар долгов.

Mодернизация сервисов

После начала работы новой системы сервисов в модернизированной структуре альянсов контейнерных перевозчиков с 1 апреля с.г. прошло не так много времени и основные усилия линейных операторов были по-прежнему направлены на становление и дальнейшую отладку работы этой системы. Тем не менее, в 3-м квартале 2017 г. поступило немало сообщений о предпринимаемых линиями шагах по совершенствованию работы действующих либо запуску новых сервисов. Прежде всего, на себя обращает внимание наращивание потенциала ведущих контейнерных перевозчиков в регионе Южной Америки. Так, «CMA CGM» в конце сентября и начале октября запустила сервисы «SAFRAN» и «SIRIUS», соединяющие восточное побережье Южной Америки с Северной Европой и Средиземноморьем соответственно. Ротация портов захода на сервисе «SAFRAN»: Роттердам – Лондон – Гамбург – Антверпен – Гавр – Альхесирас – Сантус – Паранагуа – Буэнос-Айрес – Монтевидео – Итапоа – Паранагуа – Сантус – Песем – Танжер, и на сервисе «SIRIUS»: Мальта – Генуя – Барселона – Валенсия – Альхесирас – Сальвадор – Итагуаи – Сантос – Итапоа – Буэнос-Айрес – Рио-Гранде – Итажаи – Итапоа – Сантус – Итагуаи – Танжер – Альхесирас. Оба сервиса запущены в рамках разработанной в «CMA CGM» стратегии развития в регионе Южной Америки. Примерно в те же сроки и с весьма похожей ротацией портов захода «MSC» в кооперации с «Hapag-Lloyd» объявила об открытии нового  совместного сервиса в направлении Сев. Европа – Южная Америка, на котором будут работать девять контейнеровозов вместимостью 9000 TEU с 1325 рефрижераторными розетками. На этом сервисе предусмотрена следующая ротация портов захода: Роттердам – Лондон – Бремерхафен – Гамбург – Антверпен – Гавр – Синес – Рио Сепетиба – Сантос – Навегантес – Буэнос-Айрес – Мотевидео – Рио-Гранде – Навегантес – Паранагуа – Сантос – Рио Сепетиба – Сальвадор – Песем – Роттердам. У «Hapag-Lloyd» этот маршрут получил название «ECX Service», а у «MSC» – «NWC/SAEC Service».

Остальные изменения на линейных сервисах в рассматриваемом периоде носили локально-региональный характер. Во второй половине августа компания «CMA CGM» запустила прямой еженедельный сервис «Black Sea Med Express» (BSME), связывающий порты захода в Черном и Эгейском морях с Марокко и Алжиром. Ротация сервиса: Касабланка – Танжер – Аннаба – Мальта – Измир – Амбарли – Констанца – Одесса. На сервисе «BSME» задействованы четыре судна вместимостью по 1700 TEU.

В начале сентября компания «Hapag-Lloyd» запустила новый еженедельный сервис «North Sea Baltic Service» (NBS) со следующей ротацией портов захода: Роттердам – Гдыня – Санкт-Петербург – Хельсинки – Гдыня – Антверпен – Роттердам. На «NBS» задействованы два судна ледового класса вместимостью 2 500 TEU каждое.

В самом конце сентября компания «Arkas Line» объявила об изменениях в расписании сервиса «Marmara Russia Service» (MRS). С учетом изменений сервис MRS теперь имеет следующую ротацию портов захода: Мерсин – Измир – Лимас – Марпорт – Новороссийск. Помимо этого, «Arkas Line» заменила и обслуживающие данный сервис суда. Теперь на нем работают два контейнеровоза вместимостью 2700 TEU.

Можно также отметить, что в конце сентября во Владивостоке было обработано первое судно еженедельного сервиса «Intra Asia 1» (IA1), обслуживаемого компанией «MCC Transport», входящей в группу «Maersk». Сервис «IA1» соединяет порты Джакарта, Сурабая, Гонконг, Шэньчжэнь, Нинбо, Шанхай, Кваньян, Пусан и Владивосток. На линии задействовано шесть контейнеровозов с максимальной вместимостью 2800 TEU.

Отметим также, что в связи с празднованием в первую неделю октября Дня независимости КНР и остановкой по этой причине всей производственной жизни, рядом линий были отменены либо объявлены бланковыми определенное количество рейсов, приходящихся на октябрь с.г. Но насколько это помогло перевозчикам поддержать баланс спроса и предложения, станет ясно уже только в 4-м квартале с.г.

По материалам морской периодики

Читайте также

АМПУ представила проект Стратегии развития портов мэрам портовых городов

Обсуждение актуализированной Стратегии состоялось в ходе совместного совещания Ассоциации городов Украины и Мининфраструктуры. Администрация морских портов Украины (АМПУ) представила проект обновленной Стратегии развития морских портов...

Менеджменты отказываются сотрудничать с судовладельцами, бросавшими экипажи

Крупнейшие в мире менеджменты обязались не вести бизнес с судовладельцами, которые бросали членов экипажей своих судов в трудных ситуациях. К инициативе присоединились руководители: V.Group Anglo-Eastern...

АМПУ запустила инвестпортал

Администрация морских портов Украины (АМПУ) создала и запустила специализированный инвестпортал, где собрана полная информация о  реализуемых и перспективных проектах в портах страны. Об этом сообщил...

Комментарии