ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ МОРЯКА

Травмы на судне. Расходы на лечение. Компенсация причиненного вреда. Компенсации в связи с утратой кормильца. Невыплата заработной платы.

С подобными проблемами, слава Богу, сталкиваются не все моряки. А многие об этом даже и думать не хотят. Однако травмы и другие несчастные случаи могут произойти с вашими сослуживцами, друзьями, знакомыми, родственниками. И, если вы немного подкованы в правовом плане, то сами сможете дать им дельный совет.

К сожалению, уровень осведомленности моряков о своих правах остается очень низким, и они начинают вникать в тему только после того, как попадают в проблемную ситуацию. В экстренных ситуациях моряки и их родственники не знают, какие документы необходимо иметь, чтобы можно было взыскать достойную компенсацию, которая не только покроет расходы на лечение и больничные, но и компенсирует материальный и моральный ущерб на долгие годы вперед.

А этим, как правило, успешно пользуются судовладельцы и их страховые компании. Поэтому лучше знать, как себя вести в экстренной ситуации заранее.

Кто несет ответственность перед моряком во время работы на судне?

Ответственность перед моряком в период действия контракта несет судовладелец, но ни в коем случае не крюинг, как ошибочно считают некоторые моряки и их родственники.

Обычно такая ответственность начинается при вылете из аэропорта своей страны «home airport» и заканчивается по возвращении в аэропорт своей страны. Но могут быть и другие варианты: сразу после подписания контракта, в период нахождения на берегу (в основном по оффшорным судам). На это важно обращать внимание при подписании контракта, так как с моряком может произойти несчастный случай как в период следования на судно, так и по пути обратно домой.

Более того, нужно понимать, что при возникновении несчастного случая не только судовладелец может нести ответственность перед моряком или его родственниками.

Приведем пример из нашей практики.

Украинский моряк во время трансфера на судно в Египетском порту погиб в ДТП.

В результате проведения нами переговоров со страховой компанией судовладельца, последняя выплатила справедливую компенсацию семье погибшего.

После истребования материалов расследования ДТП через иностранных адвокатов, выяснилось, что виновником ДТП оказался водитель транспортного средства. После подачи иска по месту причинения вреда, французская страховая компания, в которой была застрахована ответственность водителя транспортного средства, также выплатила компенсацию семье погибшего, но уже на других основаниях — общих принципов возмещения вреда (деликтной ответственности).

Важно понимать, что судовладелец страхует свою ответственность перед третьими лицами в клубах взаимного страхования, так называемых P&I Club. Но данный полис находится у него, а не у моряка. Это значит, что моряк нигде не застрахован напрямую.

Более того, далеко не все судовладельцы страхуют свою ответственность надлежащим образом и в первоклассных страховых клубах, многие застрахованы в липовых страховых компаниях, которые ничего не возмещают.

То, что моряк является застрахованным, — самое большое заблуждение моряков!!!

Это означает, что при несчастном случае моряку необходимо будет самостоятельно заявить свои требования, а также во многих случаях еще и доказывать вину судовладельца, чтобы получить компенсацию. Никто не желает добровольно расставаться со своими деньгами, поэтому судовладелец и его страховая компания будут всячески пытаться минимизировать сумму, либо стараться вовсе избежать выплаты.

Пример из нашей практики

Украинский моряк во время выполнения работ по замывке трюмов на судне получил химический ожог глаз тяжелой степени.

Во время выполнения работ по очистке трюмов, в связи с аномально жаркими погодными условиями, моряк на короткое время снял запотевшую защитную маску. По стечению обстоятельств, в тот же момент шланг, через который подавалась химия, порвался. В результате моряк получил сильнейший химический ожог глаз.

Компания отказала пострадавшему в выплате компенсации, обвинив его в несоблюдении правил техники безопасности.

Однако, благодаря работе юристов, были найдены свидетели данного случая, которые подтвердили, что инцидент произошел, в том числе, из-за неисправности насоса, который использовался при выполнении работ, а также предоставили фотографии этого насоса и письма в компанию с требованиями заменить его.

В результате в пользу моряка была взыскана сумма возмещения (€125000), которая превысила максимально возможную сумму компенсации, предусмотренную условиями коллективного ITF соглашения.

Далеко не во всех ситуациях удается найти свидетелей несчастного случая и, если есть возможность, необходимо самостоятельно сделать фото неисправного механизма, места происшествия, пользоваться видео- и аудиозаписью. Особенно важна аудиозапись в случае, если администрация судна в устной форме отказывает травмированному или заболевшему моряку в своевременном списании с судна для оказания медицинской помощи на берегу.

Эти материалы принимаются в качестве доказательств в иностранных судах и позволяют установить ответственность судовладельца, который в подавляющем большинстве случаев пытается полностью переложить ответственность на травмированного моряка, чтобы не выплачивать ему денежную компенсацию.

Пример из нашей практики

Боцман во время бункеровки на рейде получил травму руки.

В тот момент, когда старпом оказывал первую помощь, капитан судна подсунул боцману на подпись рапорт, в котором было указано, что боцман берет на себя ответственность за то, что он нарушил технику безопасности и, соответственно, сам виноват в случившемся. Тем самым капитан попытался снять ответственность с себя, судовладельца и страховой компании.

Но, благодаря работе юристов, было доказано, что до того, как идти на бункеровку, боцман при свидетелях говорил капитану об опасности выполнения данной операции ввиду неблагоприятных погодных условий. На что капитан заявил, что это не его дело, и боцману следует беспрекословно выполнять указания капитана.

В результате была доказана ответственность капитана, как представителя компании, и взыскана максимально возможная сумма возмещения.

Этот пример наглядно демонстрирует, каким образом капитан судна и компания пытаются свести на нет степень своей ответственности и уйти от выплаты компенсации.

Каким образом можно избежать ошибок, если даже ответственность судовладельца надлежащим образом застрахована?

Принцип страхования прост — нет заявления, нет компенсации.

Многие моряки даже не знают, на что могут рассчитывать, и не всегда обращаются с требованиями о компенсации, полагая, что возмещение расходов на лечение и есть компенсация. Либо не понимают, на какую сумму компенсации в принципе можно рассчитывать.

Здесь можно провести аналогию со страхованием ОСАГО. Страховая компания виновника всегда стремится всячески минимизировать оценку степени и характера повреждений, чтобы занизить сумму компенсации.

Аналогично и P&I клубы стараются всячески минимизировать степень вины судовладельца, прибегают к экспертизам медэкспертов, которые преуменьшают степень тяжести травмы и занижают оценку ее стойких последствий. А от этой оценки напрямую зависит сумма выплаты (доля от 100% суммы, указанной в контракте).

Требование о выплате компенсации должно быть заявлено своевременно, т.к. существует множество подводных камней: судно может быть в любой момент продано, судовладелец оказаться банкротом, страхование прекращено, после чего невозможно даже восстановить записи о том, где судно было застраховано на момент того или иного инцидента.

Если судовладелец и его страховая компания добросовестные и готовы выплачивать, зачем тогда к юристам обращаться? Ведь юристу придется за ведение дела платить процент.

Самое большое заблуждение моряков и членов их семей состоит в том, что если судовладелец готов платить компенсацию, это якобы означает, что нет необходимости обращаться к юристу за помощью.

Обычно, когда компания сама готова платить, это говорит о том, что она понимает, что юрист может взыскать гораздо больше. Именно страх подачи иска против компании заставляет ее идти на выплату, причем, незамедлительно. И обязательно — в обмен на расписку об отказе от предъявления каких-либо требований в будущем.

Ни судовладелец, ни его страховая никогда не предложат максимально возможную сумму. Зачем, если моряка можно разными способами убедить согласиться на то, что предлагают? На практике компании могут и совсем ничего не предлагать. Иногда по контракту вообще невозможно взыскать хоть что-нибудь, и тогда юристы ищут возможность взыскания в рамках законодательства страны, в которой зарегистрирован работодатель, либо страны, в которой произошел несчастный случай, страны флага судна и т.д.

Поэтому, если какие-либо предложения и поступают, необходимо проконсультироваться с юристом на предмет того, соответствует ли предложенная сумма тому, на что реально может рассчитывать пострадавший или его семья.

Что позволяет взыскать больше, чем предлагает компания?

Необходимо доказать степень вины судовладельца, правильно установить характер травмы и ее стойкие последствия.

От этого и будет зависеть сумма компенсации. Опытные морские юристы всегда стремятся выйти за рамки контрактной компенсации, с тем чтобы взыскать большую сумму. Необходимо привлечь медицинских экспертов, которые объективно установят тяжесть травмы и ее последствия. Вы должны понимать, что страховая компания будет привлекать также своих медэкспертов, которые будут пытаться, наоборот, занизить степень стойких последствий в целях уменьшения суммы компенсации.

А как можно взыскать больше, ведь в контракте же указаны какие-то фиксированные выплаты на случай травмы?

Можно, если рассматривать дело не в рамках контракта!

Чтобы разобраться в этом, моряку необходимо четко понимать, что ответственность судовладельца перед ним может не только вытекать из контракта, но и базироваться на других основаниях, например:

— коллективном договоре;

— законе страны, где зарегистрирован судовладелец;

— законе страны, где произошла травма или несчастный случай;

— законе флага судна.

Выбор правильной юрисдикции определяет ход ведения дела, а также размеры максимальной компенсации.

Если права моряка рассматривать не по контракту, а непосредственно по законодательству выбранной им юрисдикции, то суммы компенсации (особенно, в развитых странах) могут в десятки раз превышать сумму, прописанную в контракте с компанией. Плюс подлежит взысканию моральный ущерб, который не предусмотрен в контракте.

Пример из нашей практики

Украинский моряк в возрасте 25 лет получил многочисленные тяжелые травмы глаз, головы, шеи, таза и ноги по причине ненадлежащей организации погрузочных работ судовладельцем. Лечение проходил в Германии, перенес десятки сложнейших операций.

По возвращении в Украину страховая компания и судовладелец предложили ему урегулировать вопрос на базе коллективного соглашения в сумме, не превышающей $100000 (и то, в зависимости от того, какими будут выводы медицинской экспертизы, проведенной врачами, которых назначит сам судовладелец). Данное урегулирование предлагалось в качестве окончательной компенсации против расписки об отказе от каких-либо дальнейших требований и с тем условием, что после получения указанной суммы моряк будет продолжать лечение за свой счет.

Однако, согласно заключениям наших экспертов, пострадавшему предстояли еще десятки дорогостоящих операций, а также оплата протезов и пожизненное лечение. Таким образом, сумма, которую предлагала страховая компания, компенсировала бы лишь частично расходы на лечение. А как же компенсация утраченного заработка, который пострадавший имел бы, если бы мог работать еще, в среднем, около сорока лет, моральный ущерб из-за отсутствия возможности жить полноценной жизнью и т.д.? Поэтому мы предложили бороться за более высокую компенсацию.

В первую очередь, в Роттердаме, с помощью наших коллег, голландских адвокатов, был наложен арест на судно и получена гарантия английской страховой компании на сумму $1 млн. Далее был подан иск в Норвегии (известной одними из самых высоких компенсаций в мире) с тем, чтобы суд определил окончательную сумму компенсации, а также заявлены требования о продолжении оплаты лечения страховой компанией судовладельца.

Результатом предпринятых действий стало следующее. Страховая компания в полном объеме оплатила стоимость лечения и операций. Норвежский суд уже в самом начале судебного процесса присудил промежуточную компенсацию на время рассмотрения дела в суде, которая была выплачена моряку в счет будущих платежей.

По окончании судебного процесса, вместо предложенной суммы $100000, была согласована выплата в размере $800000, плюс оплата всех расходов по лечению и операциям моряка.

Какие действия моряк должен предпринять при несчастном случае?

Прежде всего, перед тем, как улетать на работу по контракту, моряк обязательно должен оставить копию контракта родственникам. В идеале, у них также должны быть контакты надежной юридической фирмы, в которую родственники смогут обратиться в случае возникновения сложной ситуации. Это очень важно, так как обычно на них оказывается серьезное давление со стороны представителей судовладельца, крюинга и страховой компании. А в подавленном и растерянном состоянии не каждый способен принимать адекватные и правильные решения.

Если несчастный случай произошел, очень важно не подписывать никаких расписок и иных документов без консультации с юристом. Моряки часто допускают серьезные ошибки, подписывая документы, которые, как минимум, значительно усложняют ведение дела. Во многих же случаях после подобных расписок возможность помочь отсутствует вовсе.

Также моряк должен постараться собрать следующие документы:

— контракт или коллективный договор;

— данные о судовладельце;

— любые документы, подтверждающие факт несчастного случая;

— медицинские заключения иностранных медицинских учреждений;

— рапорт капитана о случившемся;

— копии выписок из медучреждений, МРТ, КТ, рентгенограммы и т.д.;

— показания свидетелей и их контакты;

— фото любых неисправностей или нарушений с места инцидента.

Однако помните, что, если по какой-то причине указанные документы собрать не удалось, то это вовсе не означает, что моряк лишается права на компенсацию.

Надеемся, что нам удалось показать, насколько важным и значимым является своевременное обращение за юридической консультацией, и какие действия вам стоит предпринять самостоятельно, чтобы в дальнейшем иметь возможность доказать ответственность судовладельца и получить достойную сумму компенсации.

Александр РОМАНЕНКО

Компания «Юринтер»

Читайте также

Южная Корея выделит 869 млн долларов на продвижение технологий «зелёного» судоходства
Южная Корея выделит 869 млн долларов на продвижение технологий «зелёного» судоходства

Южная Корея собирается выделить около 869 млн долларов на поддержку проектов по разработке экологически чистых технологий в рамках своей последней инициативы 2030 Green Ship-K Initiative….

«Автономное судоходство»: когда следует ожидать реализации наиболее спорной концепции в отрасли?
«Автономное судоходство»: когда следует ожидать реализации наиболее спорной концепции в отрасли?

На сегодняшний день вопрос появления автономных судов до сих пор остаётся открытым, равно как и некоторые другие вопросы, связанные с их эффективностью, безопасностью и юридическими…

Комментарии