VITALIY KINDRATIV
Head of the Maritime Administration
Война в Украине и блокировка портов является критическим вопросом. До российского вторжения Украина ежемесячно экспортировала около 5 млн. тонн сельскохозяйственной продукции, большую часть через порты. Какая ситуация сейчас, и какие действия мировое сообщество рассматривает на этот счет мы спросили у Виталия Киндратиева, Председателя Морской Администрации.
Как будут работать гуманитарные морские коридоры для выведения оказавшихся в зоне боевых действий торговых судов?
«Голубые» коридоры – идея, выдвинутая на внеочередной Ассамблее ИМО. Их открытие – крайне сложный вопрос, который больше зависит от военных, чем от Администрации Судоходства. Россия сейчас активно манипулирует этим вопросом, декларируя их ежедневное открытие. Однако «задекларированные ими коридоры» находятся вне украинских территориальных вод. Учитывая минную опасность (уже несколько дрейфующих мин, захваченных РФ в Крыму, обнаруживали в разных частях Черного моря) и опасность обстрелов ВМФ РФ (от которых пострадало более 10 гражданских судов), мы не можем гарантировать безопасность судоходства. Восстановление движения торговых судов произойдет после полного возобновления контроля украинской власти над нашими тер вами и при условии отсутствия минной опасности.
Как 5-ый пакет санкций отразится на морских путях РФ? Но как страна-агрессор будет пытаться обойти их?
5‑й пакет санкций от 8 апреля 2022г. уже закрыл многие страны для доступа российских судов. Для нас принципиально было, чтобы это касалось не только судов под российским флагом, но и принадлежащих/управляемых физ/юрлицами из РФ. Рад, что к нашим оговоркам прислушались.
Решением Совета (ОВПБ) 2022/578 от 8 апреля 2022 г. о внесении изменений в Решение 2014/512/ОВПБ относительно ограничительных мер в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине: с 16 апреля 2022 доступ к портам на территории Союзу любому судну, зарегистрированному под флагом России, а также судам, которые изменили российский флаг или регистрацию на флаг или регистр любого другого государства после 24 февраля 2022 года – запрещен.
Однако, Статьей 4ha настоящего Решения все же предусмотрены обстоятельства, которые позволят судам РФ заходить в порты на территории ЕС, а именно, если доступ необходим для:
— покупка, импорт или транспортировка в Союз природного газа и нефти, в том числе продуктов нефтепереработки, титана, алюминия, меди, никеля, палладия, железной руды, а также некоторых химических продуктов и продуктов переработки железа;
-закупка, импорт или транспортировка фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов, включая пшеницу и удобрения, импорт, закупка и транспортировка которых разрешены в соответствии с настоящим Решением;
— гуманитарные цели;
— транспортировку ядерного топлива и других грузов, необходимых для функционирования гражданских ядерных сил;
— покупка, ввоз или транспортировка в Союз угля и других твердых ископаемых топлива до 10 августа 2022 года.
Также, нужно обратить внимание, что до 10 июля 2022 года предусмотрено исполнение договоров, заключенных с РФ до 9 апреля 2022 года, или дополнительных договоров, необходимых для выполнения таких договоров.
Поэтому сейчас мы работаем над рекомендациями относительно очередного пакета санкций, который будет нивелировать возможность обхода санкций в разрезе доставки энергоносителей и вышеупомянутых грузов.
Как изменялась ситуация в портах с начала войны?
До войны через морские порты Украина экспортировала более 70% всех грузов. За 2021 год портовыми операторами было обработано более 150 млн тонн грузов. С началом войны большинство украинских портов упустили возможность работать, и, как следствие, экспортные, а также импортные и транзитные возможности упали более чем наполовину. В настоящее время невозможно довоенный объем экспорта основных грузов (зерно, руда, черные металлы и т.п.) через порты нашего государства.
До начала войны Украина была одним из крупнейших в мире экспортеров сельскохозяйственной продукции. Для украинских аграриев морские порты обеспечивали 90-95% экспорта. Для Украины это главный источник валютной выручки.
Многие страны зависят от снабжения именно украинского зерна.
Сейчас Россия делает продовольственный кризис, блокируя в украинских портах зерно, которое должно было идти на экспорт и на которое рассчитывали многие страны.
Армия России уже уничтожила на территории Украины шесть крупнейших элеваторов, а на временно оккупированных территориях грабит фермеров и вывозит имущество.
Уже в марте ООН зафиксировала рост цен на продукты более чем на 12 процентов, что стало рекордом 1990 года.
В ООН призывают разблокировать порты Одесской области, чтобы обеспечить свободную доставку украинских продуктов по миру.
Резкий рост цен и перебои с поставками поставили под опасность ситуацию с продовольствием в Европе, Африке, Азии. А в Украине кафиры создают дефицит злаков, обстреливая зерновые склады.
Из-за нарушения продовольственной безопасности в результате полномасштабной войны, 44 миллиона человек во всем мире могут столкнуться с бедностью и голодом.
Я полностью поддерживаю позицию исполнительного директора Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли, считающего, что блокирование украинских портов является проблемой всего мира.
С началом войны, Россия акцентировала внимание на блокировании украинских портов российским флотом и противокорабельными минами. Некоторые порты подверглись обстрелам. Все разрушения фиксируются для получения компенсации с агрессора после победы.
— В настоящее время Украина не контролирует порты Мариуполя, Бердянска, Скадовска и Херсона. Вход/выход судов временно невозможен. Эти порты суммарно снабжали до 10% всей перевалки.
Согласно приказу Министерства инфраструктуры Украины от 28 апреля 2022 года № 256, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 29 апреля 2022 года под № 470/37806 «О закрытии морских портов», с 30 апреля 2022 года порты Мариуполя, Бердянска, Скадовская до восстановления контроля за указанными морскими портами.
— Крупнейшие порты Украины, на которые приходилось более 85% морского грузооборота: Николаев, Южный, Одесса, Черноморск, Ольвия частично осуществляют обработку имеющегося у причалов флота и отгрузки по железной дороге и автотранспорту. Вход/выход судов временно невозможен;
– Работают только три небольших порта в устье Дуная: Измаильский, Ренийский и Усть-Дунайский, на которые в мирное время приходилось до 10% экспорта. Сейчас это единственные три порта из 13, которые могут полноценно работать.
Работающие порты находятся на грани своих мощностей, но спрос на перевалку грузов существенно превышает возможности. Поэтому задача N1 – слаженная работа всех служб в данных портах и оперативное развитие инфраструктуры данных портов.
Разговор вела Марина Самсонова