РОЗОВАЙКИН НИКОЛАЙ ЛЕОНИДОВИЧ
представитель Международной организации защиты
прав человека ,адвокат, журналист, участник боевых
действий, парламентский корреспондент,
аккредитованных в Верховной Раде Украине.
Все, что связано с морем и морской тематикой, с одной стороны настраивает на романтику, а с другой, — это всегда боязнь неизвестности… Но когда Владимир Букач, имеющий за плечами плодотворный опыт общественной и журналистской деятельности в борьбе с коррупцией, согласился на предложение директора государственного предприятия «Морской торговый порт «Черноморск» С.В. Крыжановского занять должность его помощника, Владимир не рассчитывал на романтику, но и неизвестности не испугался.
За несколько месяцев работы помощник директора порта В. Букач собрал доказательства присвоения государственных средств руководством профсоюза работников морского транспорта порта, причинившего имущественный вред предприятию на суму 35 млн грн., сокрытия налогов субъектами хозяйствования, использующими терминалы порта при экспорте зерновых культур на общую сумму $ 1 540 000, и не только. Не одно уголовное производство было основано на обращениях Владимира в правоохранительные органы, после чего события стали развиваться в устрашающем направлении.
Так, приказом директора порта в период с 30 июля и по 1 августа 2017 года его помощник В. Букач был откомандирован в г. Киев для представительства интересов порта в Киевском апелляционном хозяйственном суде. Но до места назначения Владимир не добрался, потому что утром 31 июля 2017 года при выходе из дома для выезда в г. Киев он подвергся зверскому нападению со стороны неизвестных, едва не стоившего ему жизни. У В. Букача диагностировали закрытую черепно-мозговую травму в виде сотрясения головного мозга, закрытые переломы передней и внешней стенок левой верхнечелюстной пазухи, левой скуловой дуги, внешней стенки левой орбиты и ушибы мягких тканей щечного и подглазного участков.
В результате нападения 31 июля Владимир был госпитализирован, а уже 2 августа 2017 года директор порта С.В. Крыжановский обратился в прокуратуру Одесской области с заявлением о совершенном в адрес его помощника уголовном правонарушении, явно связанном с антикоррупционной деятельностью Владимира в порту. И на этом можно было бы поставить точку, потому что за все три последующих года никаких действенных мер так и не принято, а В. Букач, как уже экс-помощник директора порта, сражается не только с последствиями полученных травм, но и с правоохранительными органами, региональной службой гоструда, а самое ужасное, — с некогда коллегами по работе.
К сожалению, травма не прошла бесследно и В. Букач получил вторую группу инвалидности. Уголовное производство по факту нападения за три года не продвинулось ни на шаг для установления лиц, виновных в этом преступлении против жизни и здоровья человека, а его материалы только исправно кочуют по разным следственным органам, что искусственно затягивает досудебное расследование.
Страховое возмещение в связи с потерей трудоспособности на производстве Владимир тоже не получил. И это — самое аморальное во всей истории. Потому что в данном случае не на защиту, а против интересов своего бывшего коллеги встали сотрудники порта, вошедшие в комиссию по расследованию несчастного случая и поддерживаемые региональной службой гоструда. Так, больше года комиссия по расследованию несчастного случая вообще не назначалась. Хотя руководство порта знало о случившемся, подтверждением чему является обращение директора в органы прокуратуры еще 2 августа 2017 года. И только после жалобы потерпевшего В. Букача в Государственную службу по вопросам труда Украины, 28 ноября 2018 года было назначено расследование в общем порядке, хотя на то время у Владимира уже была установлена вторая группа инвалидности.
Комиссия, созданная из представителей работодателя, т. е. порта, всячески противостояла потерпевшему, который, со своей стороны, настаивал на специальном расследовании, учитывая тяжесть перенесенных травм и их последствия.
Н. Колайда, занимавший на то время должность начальника Главного управления гоструда в Одесской области, вопреки действующим нормативам, тоже не поддержал ходатайства потерпевшего В. Букача о назначении специального расследования, в результате чего при полном его неведении и без сотрудничества с потерпевшим, комиссия, за исключением председателя профсоюза «Солидарность» ГП «МТП «Черноморск» Н.А. Ждановой, (членом этого профсоюза ранее был Владимир), пришла к выводу о том, что данный случай не является страховым.
Но, как говорится, «нет худа без добра». Потому что из материалов указанного, так называемого, служебного расследования, Владимиру стало известно о том, что 1 августа 2017 года приказом директора порта была отменена его командировка в связи с болезнью, основанием чему стала служебная записка другого помощника директора порта, якобы составленная еще 28 июля 2017 года, об отмене командировки В. Букача, но в связи с производственной необходимостью.
Никого кроме потерпевшего не смутили те обстоятельства, что вышеупомянутая служебная записка не касается болезни В. Букача и не имеет ни одного реквизита, от которых зависит юридическая сила документа, вследствие чего он обратился в правоохранительные органы с заявлением о служебном подлоге. И хотя ведомости в ЕРДР были внесены, но досудебное расследование практически повторило судьбу уголовного производства о нападении, за исключением одного.
Если факт причинения В. Букачу телесных повреждений все еще пребывает на стадии не просто вялотекущего, а застоявшегося досудебного расследования, то уголовное производство по признакам служебного подлога уже благополучно закрыто за отсутствием признаков преступления, о чем, правда, потерпевшего забыли уведомить. И не важно, что порт отказывался выполнить определение следственного судьи и не допускал сотрудников правоохранительных органов к личному кадровому делу В. Букача, что материалы уголовного производства тоже кочевали по разным следственным органам, что не были выполнены указания процессуального руководителя, что никто не допросил лицо, якобы
написавшее служебную записку, дабы изначально установить ее принадлежность к неожиданно появившемуся документу, не набравшему юридическую силу.
На этом начался новый виток «хождений по мукам» В. Букача. Обжалование постановления о закрытии уголовного производства следственному судье Ильичевского городского суда Одесской области Семенову О.А., который в судебном заседании без удивления выслушал заявление прокурора о том, что он в данном деле вообще не является стороной обвинения, а обращение потерпевшего в правоохранительные органы о служебном подлоге является попыткой воздействия на порт, завершилось полной поддержкой силовиков.
В данное время материалы уголовного производства пребывают в производстве Одесского апелляционного суда и окончательное решение по делу еще не принято. Возвращаясь к расследованию несчастного случая на производстве, Государственная служба по вопросам труда Украины в очередной раз встала на защиту интересов В. Букача, его жалоба была удовлетворена и назначено повторное и уже специальное расследование. Но, как говорится, радоваться Владимиру было рано. Снова при его неведении и во время действия жесткого карантина комиссия была не только создана, но, как оказалось, еще и заседала в полном составе. Председатель комиссии и одновременно подчиненный неоднократно упомянутого и занимавшего на то время должность начальника Главного управления гоструда в Одесской области Н. Колайды — начальник отдела расследования, анализа и учета аварий и производственного травматизма С.В. Миненков отказался от получения корреспонденции, адресованной ему потерпевшим, а его начальник Н. Колайда в ответе на адвокатский запрос С. Дидуренко как адвоката В. Букача отказался предоставить нормативы, по которым председатель комиссии имеет право назначать заседание во время карантина, не оповещать о нем заблаговременно потерпевшего и отказываться от получения его корреспонденции.
Так же негативно г-н Н. Колайда отреагировал и на обращение члена комиссии председателя профсоюза «Солидарность» ГП «МТП «Черноморск» Н.А. Ждановой о нарушениях действующего законодательства при создании комиссии и введении в ее состав председателя профсоюза О.С. Брызгалова, членом которого потерпевший никогда не был. При этом сам О.С. Брызгалов не заявил самоотвод, зная, что именно он фигурировал в обращении В. Букача как помощника директора порта в НАБУ о присвоении государственных средств руководством профсоюза работников морского транспорта порта, уголовное производство по которому все еще находится на стадии досудебного расследования, но, почему-то, не детективами НАБУ, как должно быть, а следственными органами полиции все того же города Черноморск. И уже по сложившейся порочной традиции, при полном отсутствии какого бы то ни было сотрудничества с потерпевшим и его представителем адвокатом С. Дидуренко, при явном противостоянии В. Букачу и его абсолютном неведении, повторное и уже специальное расследование пришло все к тому же заключению… И опять при несогласии только одного члена комиссии и руководителя профсоюза «Солидарность» ГП «МТП «Черноморск» Н.А. Ждановой. Теперь Владимиру предстоит очередное обжалование. Он надеется, что Государственная служба по вопросам труда Украины, с председателем которой он лично встречался по этому поводу и ставил в известность обо всех обстоятельствах данного дела, снова поддержит его требования, абсолютно законные, как с позиции норм права, так и норм морали. И когда Владимир Букач приезжает в город Черноморск и его глазам открывается морской пейзаж, а линию горизонта перерезают портовые краны, о чем может думать человек, защищавший интересы государственного морского предприятия — гиганта, которого само государство в лице уполномоченных представителей не только не защищает, но и бросает под танк бюрократии при инвалидности второй группы?..
Мы будем следить за дальнейшим развитием событий.