По данным Международной морской организации, уже около 50 стран внедряют протоколы смены экипажа.
Многие из них создали условия для ротаций, но с определенными ограничениями и условиями, что в некоторых случаях даже усложняет процедуру смены.
В последнее время настоящим хабом по сменам моряков стала Кения. Там с 21 июля с трапов 18 грузовых судов и одного круизного лайнера спустилось более 100 моряков, которые с уже отработанными контрактами вынуждено сидели на судах и ждали возможности уехать к своим семьям.
Местные докеры так отзываются о моряках, которые из-за COVID-19 долго находились на судах и несколько месяцев не чувствовали под собой земли:
«Они устали. Они никогда не улыбаются. Теперь они счастливы. Я никогда не видел, чтобы они смеялись. В чем дело?».
Инспектор Международной федерации транспортников (ITF) в Кении Бетти Макена МАТУГИ сказала, что «упрощенных» смен в нынешних условиях было добиться сложно. Но, учитывая то, в каком состоянии сейчас находятся моряки, у которых давно закончились контракты, они старались сделать для этого всё возможное.
Она рассказала:
«Моряки часто просит снотворное, жалуются на стресс и депрессию, когда их судах заходили в наши порты от начала пандемии. Один из уже писавшихся моряков сказал мне, что это время на борту было похоже на тюрьму. Они по несколько месяцев не могу просто ступить не землю…»
В ITF отмечают, что их федерация была ключевым игроком на всех этапах пути от создания новой политики IМО до ее реализации. Новый национальный протокол смены экипажа они называют настолько успешным, что суда даже специально меняют курс, чтобы войти в порт-хаб по сменам моряков.
Как происходит смена экипажа в Кении?
• Моряки, которые списываются с судна в порту Момбаса, должны иметь билеты для вылета из страны в течение 48 часов, необходимые документы и разрешение Port Health.
• Для транспортировки моряков с судна в аэропорт используется специальный транспорт и он может перевозить экипаж только одного судна.
• Проверка температуры обязательна.
• Все должны носить маски.
• Карантин не обязателен. После того, как моряк покидает судно, он отправляется прямо в иммиграционную службу, чтобы сесть на свой рейс (или оставаться в специальной гостинице на ночь).
По словам инспектора ITF, изначально правительство хотело отправлять всех моряков на карантин.
Но она добилась, чтобы это не было обязательным требованием:
«Почему они должны быть помещены в карантин, если они находились на борту более шести месяцев? Если они получат разрешение органов здравоохранения, их не нужно помещать в карантин. Пусть едут домой и самоизолируются».