Анастасия Ярмолюк,
Судоходство
Правила, разработанные Международной морской организацией (ИМО) касательно ограничений на выбросы серы, окажут волновой эффект в судоходстве и экономике. Судоходные компании должны начать планирование уже сейчас, если они надеются эффективно работать в рамках новых регуляций.
Возникает вопрос, как IMO 2020 повлияет на судовладельцев и остальных участников судоходной отрасли?
Как отмечают эксперты, судоходный рынок ожидают:
- более высокие тарифы на доставку и рост цен на потребительские товары;
- сбои в обслуживании с связи с временным уменьшением пропускной способности флота (из-за сложностей с установкой скрубберов);
- волатильность цен (рост спроса на морское топливо (MGO) приведет к увеличению расходной части на морские перевозки на 10-20 %).
С момента перехода на игру «по новым правилам» через 10 лет экологические последствия не заставят себя ждать. Что же произойдет?
Во-первых, вдоль торговых путей в Индийском океане и Южно-Китайском море сократится количество грозовых штормов.
Во-вторых, уменьшатся кислотные дожди, которые наносят вред сельскому хозяйству и зерновым культурам.
В-третьих, сократится количество респираторных заболеваний и сердечно-сосудистых нарушений в густонаселенных портовых городах и прибрежных районах.
Существует мнение, что вводимые требования к судовому топливу наиболее активно лоббировали страны, не имеющие нефти и, соответственно, дешевых нефтепродуктов. В основном, это страны Северной Европы. К примеру, в Норвегии есть газ, но нет нефти.
Цены на бункерное топливо (на основе нефтепродуктов) в европейских странах, как правило, выше, чем в Украине. Использование сжиженного природного газа позволит вытеснить страны постсоветского пространства с бункерного рынка, поскольку в плане развития соответствующей инфраструктуры западные игроки уже далеко впереди.
Хотя IMO 2020 будет иметь негативные экономические последствия для перевозчиков и грузоотправителей, экологические последствия от несоблюдения этих правил могут быть плачевными. Поэтому судоходной отрасли уже сейчас нужно стремиться к тому, чтобы максимально оптимизировать логистику и тем самым смягчить экономический эффект от новых регуляций.
Санкции за несоблюдение требований директивы IMO 2020
Вопрос соблюдения новых требований и ответственности должен быть урегулирован странами-участниками на внутригосударственном уровне.
Согласно ст. 18 «Штрафы» директивы IMO 2020, «Государства-члены должны сами определить санкции, применимые к нарушениям национальных положений, принятых в соответствии с настоящей Директивой. Определенные штрафы должны быть эффективными, соразмерными и сдерживающими и могут включать штрафы, рассчитанные таким образом, чтобы гарантировать, что штрафы по крайней мере лишат тех, кто несет ответственность за экономические выгоды, получаемые в результате нарушения национальных положений, и что эти штрафы постепенно увеличиваются за повторные нарушения».
Европейским морским агентством судоходства (EMSA) было подготовлено Руководство по проверке содержания серы в топливе («Sulphur Inspection Guidance») в продолжение требований Директивы Совета ЕС 1999/32/EC (Council Directive 1999/32/EC – «The EU Sulphur Directive»). Ним как раз будет регламентирована процедура контроля выполнения Директивы.
Руководство EMSA предполагает, что доказательства соответствия содержания серы в топливе должны быть получены при поставках топлива и также на борту судна при анализе образцов.
Статья 4b.3 Директивы 1999/32/EC требует, чтобы страны-члены гарантировали, что не размещают газойли на рынке на своей территории, если содержание серы в этих морских газойлях превышает 0,10% по массе.
Позиция Международной палаты судоходства
Международная Палата Судоходства (МПС) еще в 2015 году представила общественности пресс-релиз, в котором разъяснила свою позицию по поводу применения Приложения VI Конвенции MARPOL, и тем самым выразила обеспокоенность в отношении требований по максимальным пределам выбросов серы в 2020 году.
Выступая на одном из совещаний Палаты в Лондоне, председатель совета директоров МПС г-н Масамичи Морука сделал следующее пояснение: «Не следует думать, что глобальные требования по выбросам серы войдут в силу в 2025 году в связи с неготовностью нефтеперерабатывающей промышленности. Члены МПС готовы продолжать работу с отраслью, чтобы подготовить ее к 2020 году».
Введение глобального уровня выбросов серы вызовет удорожание бункерного топлива на 50 млрд долларов ежегодно до 2025 года.
Консультационная организация предполагает, что политическое решение уже принято такими странами, как США и ЕС. Например, ЕС уже согласовала применение предела 0,5% в 200-мильной прибрежной зоне стран ЕС, несмотря на решение IMO.
Таким образом, если глобальный уровень не будет введен до 2025 года, то будет образован коридор у берегов Северной Африки, в котором суда будут по-прежнему использовать менее дорогое топливо с пределом содержания серы 3,5%». Г-н Морука подчеркнул, что ЕС не может допустить такой вариант развития событий и вынудит IMO применить требование в 0,5% к 2020 году.
Также, Совет МПС обсудил действия IMO в отношении образования глобальной системы сбора данных по выбросам СО2с судов, совершающих международные рейсы.
МПС уверена, что основной мотив, который стоит за правилами ЕС, состоит в том, чтобы обеспечить систему обязательной индексации эффективности судна, и наложению штрафов на судно, что приведет к искажению глобального рынка морских перевозок.
Палата планирует предпринять конкретные шаги для поддержки дальнейшего сокращения выбросов CO2при международных перевозках и уже согласовала ряд действий в поддержку соответствующей стратегии IMO.
«Крайне важно, чтобы государства-члены IMO приняли новые глобальные правила, предписывающие дальнейшие краткосрочные меры по сокращению выбросов CO2, на следующей сессии Комитета по защите морской среды в 2020 году. Это должно обеспечить дальнейшее сокращение выбросов CO2к 2023 году, чтобы помочь нам в достижении целевого показателя IMO на 2030 год. Мы будем работать с широкой коалицией правительств, чтобы подготовить всеобъемлющее предложение, которое может быть представлено IMO в сентябре этого года», — в свою очередь сказал Президент МСП г-н Эсбен Поулссон. По его словам, ядром этого предложения будет концепция Super SEEMP, в которой судоходные компании по всему миру обязаны демонстрировать свои действия по сокращению потребления топлива, осуществляемые посредством проверок государства флага.
«Но мы также согласились включить элементы многих других хороших предложений, сделанных правительствами на последнем раунде обсуждений ИМО по сокращению выбросов CO2в мае», – добавил г-н Поулссон.
Общее собрание акционеров МСП также подтвердило важность исследований и разработок топливно-двигательных систем с нулевым содержанием углерода, которые будут необходимы для достижения амбициозной цели IMO по сокращению общих выбросов парниковых газов на 50% к 2050 году независимо от роста морской торговли и продолжения работы с другими заинтересованными сторонами отрасли, чтобы изучить, как лучше всего ускорить Департамент научных исследований и разработок.
Члены МСП подтвердили свою приверженность успешному внедрению гранично допустимого предела содержания серы в топливе с января 2020 года, отметив планы Палаты пересмотреть свои рекомендации для судовладельцев по обеспечению соблюдения с учетом недавних решений IMO. И это все несмотря на сохраняющуюся неопределенность в отношении наличия во всем мире безопасного и соответствующего требованиям топлива с низким содержанием серы и эксплуатационных проблем, связанных с использованием новых 0,5% максимального содержания серы.